Соседи. Пенза: дальний, но похожий
Самый отдаленный от Рязани участник проекта Соседи — Пенза. Она расположена почти в 400 км от нашего города. Протяженность общей границы Рязанской и Пензенской областей не превышает 20 км. Казалось бы, сосед совсем формальный, зачем же включать его в проект? А затем, что Пенза и Рязань — города очень похожие, что я и попытаюсь доказать в этом материале.
Рязанский след
Очевидных исторических и современных связей у двух городов мне выявить не удалось. Рязань и Пенза действительно мало друг с другом контактируют. Могу только предположить, что пензенцы знают о Рязанской области чуть больше, чем рязанцы о Пензенской. Ведь в Москву они едут через Ряжск и Рязань и, как минимум, видели вокзалы этих двух городов.
Есть в Пензе и улица, названная в честь нашего города. Это такой пыльный закуток в частном секторе длиной 15 метров. Находится он в районе с диковинным названием Маньчжурия. В Рязани же, как мы знаем, Пензенской улицей даже и не пахнет, не говоря о Маньчжурии.
Речной город
Пенза — первый «речной город» в нашем проекте. Саранск и Тула стоят скорее на ручьях, а не на реках, а Калуга, хоть и располагается по обеим сторонам Оки, но никак реку не использует. В Пензе же все наоборот. Сура является частью городского ландшафта, через нее перекинуто множество мостов, в том числе несколько пешеходных, есть несколько набережных.
Кстати, о них. Прямо сейчас активно благоустраивается набережная на левом берегу Суры. Уже сейчас вырисовываются контуры будущего променада. По количеству бетона и гранита можно сказать, что до уровня тульской он не дотянет, но зато точно превзойдет мертвые набережные Саранска. Здесь у людей хотя бы будет подход к воде, защищенный деревьями верхний ярус и даже амфитеатр для посиделок.
Набережная на противоположном — правом — берегу производит удручающее впечатление. Видно, что туда уже лет 30 не ступала нога коммунальщиков.
Мостов через Суру в черте Пензы я насчитал аж десять! Но один из них заслуживает отдельного разговора. Вполне возможно, он может претендовать на место в Книге рекордов Гиннеса как мост с самым длинным и странным названием. Приготовьтесь! Он называется «Мост имени Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия», или сокращенно «Мост им. ФУ БХУХО». Как вам такое?
«Названа переправа через Суру так из-за того, что она строилась на средства, которые получил наш регион благодаря заводу в Леонидовке, там в течение нескольких лет перерабатывали боеприпасы», — отмечает местное издание PenzaInform.
По данным местных СМИ, во время строительства моста еще и возникли проблемы с расселением близлежащих домов, так что теперь здесь прямо посреди развязки на въезде на мост стоит вот такой явно дореволюционный домик. Причем видно, что он жилой.
Есть посреди Суры и самый настоящий обитаемый остров, который называется Пески. Там, в отличие от рязанского аналога, располагается поселок довольно приличных размеров, в который даже ездит маршрутка.
Помимо контакта с водой приречное положение Пензы дает городу еще одно преимущество — рельеф. Во время прогулки по центру города за кустом или углом здания тебя могут поджидать совершенно неожиданные и очень живописные виды.
Общественный транспорт
Состояние городского транспорта в Пензе очень близко к рязанскому. Центр города буквально наводнен маршрутками. Что самое поразительное, на окраинах маршруток меньше. В «спальниках» они уступают место цивилизованному транспорту.
Маршрутки не только захватили центр Пензы, но и заграбастали «самые блатные» номера. Если в Рязани номера маршруток начинаются с 31-го, то в Пензе ездят маршрутки №№ 1, 5, 9, 12 и т. п. А вместительные автобусы довольствуются 70-ми и 82-ми номерами.
Кстати, об автобусах. Пензенский аналог нашей Автоколонны № 1310 прекратил свое существование еще в 2015 году, и сейчас автобусы большой вместимости обслуживаются частными перевозчиками. Основу автопарка составляют старые, повидавшие виды «Мерседесы», которые на родине в Германии по классу экологической безопасности еще лет 20 назад приравняли к оружию массового уничтожения. При этом коптят и воняют немецкие дедушки гораздо меньше рязанских десятилетних ЛиАЗов.
Троллейбусное движение в Пензе развито слабовато. Всего действует шесть маршрутов, но только один из них — «семерка» — может похвастать нормальным количеством машин для обеспечения приемлемого интервала движения. В общем, с соседним Саранском эффективность троллейбусного движения, да и общественного транспорта в целом, не сравнить.
При этом подвижной состав электротранспорта в заметно лучшем состоянии, нежели рязанский.
Говоря о пензенском транспорте, нельзя обойти вниманием главный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) города — остановку «Центральный рынок». В этой точке сходится добрая половина всех городских маршрутов.
Более непродуманного, хаотичного, неприятного ТПУ я в своей жизни не встречал. Даже Выхино во времена его наивысшей «славы» не может сравниться со здешним хаосом.
Возьмите штук 20 маршруток с хамоватыми водителями, пару троллейбусов, которые вынуждены останавливаться во втором ряду, несколько автобусов с теми же проблемами, приправьте это палатками с шаурмой и микрокредитами, лотками с китайским барахлом, дополните коктейль стихийной рыночной парковкой, дурацкими заборами, не забудьте добавить пару сотен снующих туда-сюда, выпрыгивающих из-под колес людей, пыль, шум и брань, перемешайте и вуаля — вы получите главный ТПУ Пензы.
Вредная железная дорога
Пенза — город супержелезнодорожный. Пути идут в город со всех сторон и сходятся в его центре. В Пензе действуют сразу четыре вокзала, при этом в Москву из города ведет только однопутная неэлектрифицированная ветка, проходящая через Моршанск и Ряжск, по которой поезд добирается до столицы за 12 часов. Для сравнения — из соседнего Саранска до Москвы можно доехать за 7 часов 45 мин, при этом расстояние от двух городов до столицы почти идентичное.
Получается, что обилие железных дорог и вокзалов, которые режут город на части и создают огромные зоны отчуждения в самом его центре, доставляет пензенцам одни неприятности, не давая никаких преимуществ.
В Европе проблему вокзалов в центре города решают очевидным, но очень дорогим способом — их закапывают под землю. При этом городской бюджет еще и в плюсе остается, потому что «приобретенная» земля в центре города задорого продается застройщикам, а потом еще и начинает приносить налоговые поступления. Увы, в российских реалиях такие проекты невозможны даже в Москве, не говоря про Пензу.
Транспортная диковинка
В Пензе с 1985 года действует детская железная дорога. Она состоит всего из двух станций и расположена, что странно, в роще на окраине города. Причем пути проходят вдоль пыльной трассы.
Детские железные дороги привычнее видеть в городских благоустроенных парках с дорожками и аллеями и катающимися на маленьких поездах отдыхающими. В Пензе же всё намного суровее.
«Игрушечную» железную дорогу периодически порываются продлить до отдаленного поселка Ахуны, чтобы она приобрела хоть какое-то транспортное значение, но каждый раз не хватает финансирования. В итоге дорога эта — и не аттракцион, и не вид транспорта, а что-то странное, зависшее посередине.
Арбеково — клон Дашково-Песочни
Крупнейший спальный район Пензы — Арбеково — можно назвать абсолютной копией Дашково-Песочни. Здесь, как и в Дашках, есть две осевые улицы (аналоги улиц Зубковой и Новоселов) — проспекты Строителей и Победы. Между ними располагаются кварталы многоэтажек. Проспект Строителей (как и улица Новоселов) постоянно продлевается в бывшие поля, охватывая все новые многоэтажные микрорайоны.
При этом зеленых зон в Арбекове даже меньше, чем в нашей Дашково-Песочне. Одним словом, Арбеково — это типичный пример бетонных джунглей, которые чем дальше от центра города, тем они гуще и малопригоднее для жизни.
Пензенское чудо
Постоянные читатели цикла «Соседи» помнят, как я возмущался парковочными полями перед зданиями правительств Тульской и Калужской областей. Приехав в Пензу, я ожидал увидеть нечто подобное. Но в реальности получилось с точностью до наоборот.
Площадь Ленина в Пензе все последние годы была унылым запаркованным пространством, на котором не хотелось оставаться ни минуты. Посмотрите, как она выглядела.
Но в прошлом году произошло ее чудесное преображение. Площадь в буквальном смысле вернули городу. Жуткую парковку убрали, а на ее месте обустроили общественное пространство, которое живет и бурлит с утра до глубокой ночи. Тут можно встретить и школьников, и молодежь, и родителей с детьми, и бабушек. Абсолютно универсальное пространство.
Причем в нем нет ничего фантастического и даже можно найти ошибки проектировщиков, которые что-то не продумали. Но почему-то нет желания.
Хочется выразить восхищение властям Пензы и Пензенской области, которые милую и святую для любого чиновника парковочку под своими окнами волевым решением обратили в пепел и построили здесь такую красоту.
Кстати, про подъезд к зданию правительства на автомобиле они тоже не забыли, оставив небольшое асфальтовое пространство и огородив его специальными выдвижными боллардами. Весьма умное решение.
Улица живая и мертвая
Сбоку от площади Ленина проходит главная пешеходная улица Пензы — Московская. Она тоже очень популярна среди горожан. Хотя каких-то откровений в области благоустройства и здесь не встретишь.
Разве что можно похвалить местных благоустроителей за мелочи типа приствольных решеток и гравия (мера борьбы с пылью и грязью), а также брендированных люков. Такие детали отлично работают на городской имидж и комфорт.
Пешеходная часть улицы Московской достаточно длинная — больше километра (для сравнения — наша Почтовая не дотягивает и до 400 метров). Тем не менее лично я не вижу препятствий для того, чтобы сделать ее пешеходной на всем протяжении. Транзитного значения улица явно не имеет.
Посмотрите внимательно на это фото.
На снимке четко видно, как в верхней части кадра улица буквально вымирает. Из оживленного общественного пространства с кафешками, магазинами, салонами красоты, которыми ежедневно пользуются многие тысячи горожан, она превращается в парковку с ежедневным числом пользователей в пару сотен человек, не больше. А ведь город мог продлить жизнь и дальше. Ну или как минимум сделать там платную парковку, чтобы ценнейшая земля в самом центре Пензы не использовалась бесплатно кучкой автомобилистов, а хотя бы приносила деньги в местный бюджет.
Парковочный ад
Кстати, о платных парковках. Их в полумиллионной Пензе почему-то нет. Во всяком случае, в системном варианте. Видимо, властям не хватает воли или ума (нужное подчеркнуть), чтобы признать очевидный факт и ввести пусть непопулярную, но жизненно необходимую для города меру.
Но для начала надо объяснить, что эта реформа является в первую очередь благом для самих автомобилистов. Я имею в виду не «челноков», приезжающих в офис, бросающих машину на девять часов где придется, а потом уезжающих домой. Я про настоящих автомобилистов, чья профессия неразрывно связана с разъездами на авто, про тех, кому за день надо быть в 10 разных местах и все успеть. При введении платных парковок они за небольшую плату в 30–40 рублей получат гарантированно свободные парковочные места практически по всему центру и забудут, что такое нарезать круги, щемиться по углам, парковаться вторым рядом.
Но в Пензе системы платных парковок нет. Зато есть абсолютный парковочный хаос по всему городу.
Я считал, что в Рязани большие проблемы со стихийной парковкой, критиковал за это Тулу, но то, что я увидел в Пензе, словами не выразить. Это какое-то АААААА!
Общественные пространства
Если говорить о пензенских общественных пространствах вне улицы Московской и площади Ленина, то здесь все очень грустно. Примерно так же, как в Рязани. Парки стоят пыльные, раздолбанные, никому не нужные.
После саранской опрятности и монументальности в Пензе все выглядит откровенно жалко. Посмотрите хотя бы на этот фонтан. Чтобы понять, что он работает, надо подойти к нему вплотную. Только тогда становится видна тоненькая струйка, жалобно бьющая вверх.
Под стать остальным паркам и пензенский ЦПКиО. Особо раздолбанным его не назовешь, но нахождение здесь радости не доставит. Равно как и в его рязанском аналоге.
Туризм
Если говорить о туристической привлекательности Пензы, то она балансирует где-то у нулевой отметки. Здесь вы не встретите ни архитектурных, ни транспортных, ни инженерных, ни природных чудес. Не приходит на ум ни одного пензенского бренда типа тульских самоваров, рязанских грибов с глазами или оренбургских пуховых платков. Нет тут и местного Льва Толстого, Ивана Павлова или Константина Циолковского, в чей музей можно зайти. А музеи-квартиры Павла Воли, Егора Крида или Сергея Пенкина (все трое являются уроженцами Пензы. — Прим. ред.) пока еще не так актуальны.
Пенза vs Рязань
Первые три города нашего проекта — Тула, Калуга и Саранск — бесспорно превосходили Рязань по большинству параметров комфортного проживания. Пенза же — первый город, который с Рязанью приблизительно на одной ступеньке.
Но при этом почти все здесь чуть получше, чем у нас. Город чуть менее пыльный, транспорт чуть менее убитый, проезд чуть дешевле, дороги чуть ровнее, освещение лучше, общественные пространства — даже есть хорошие, плюс делают новую набережную.
Вердикт
Жить в Пензе чуть комфортнее, чем в Рязани.
Пенза. Краткая информация
Дата основания: 1663 год.
Численность населения: 523 553 жителя.
Площадь: 290,4 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 383 км.
Расстояние до Москвы: 557 км.
Глава администрации: Виктор Кувайцев (в должности с декабря 2015 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте (троллейбусах): 20 рублей.
Цена проезда в коммерческом транспорте: 21 рубль (в автобусах), 23 рубля (в маршрутках).
Большой фоторепортаж из Пензы доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Тамбову.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использована фотография портала PenzaNews