17 июня 2015, 12:38 4124

Робототехника – игра в реальности

Робототехника – игра в реальности

Вопрос о том, чем сегодня интересуются подростки, не вызывает затруднений. Прогресс подарил поколению Z универсальное устройство – гаджет. Большинство тинейджеров отказываются пилить лобзиком, писать ручкой и раскрашивать фломастерами, предпочитая этому современное приспособление. Приставка, компьютер, смартфон — сегодня перечень устройств огромен. Вот только интерес к ним имеет разные вариации. Большинство детей играют, но некоторые создают собственные изобретения. Воспитанники рязанской Робошколы собираются на учебной базе второй год, чтобы развить у себя совсем недетские навыки разработки роботов.

– Всего 7 % людей от общего числа жителей Земли, способны к созданию нового в сфере технического творчества. Наша задача – пускай не в масштабах мира, но на уровне города – научить создавать роботов этот небольшой процент интересующихся школьников и студентов. Сейчас очень популярны компьютерные игры. Робототехника – это игра в реальности», – рассказывает о проекте, руководитель Робошколы Антон Маликов.

Каково это – создать собственного робота? Пусть он способен совершить хоть и простое базовое действие. Корреспондент YA62.ru побывал в инновационном пространстве Робошколы и увидел, что создают маленькие гении и как это работает?


Из чего делается?

Занятия на учебной базе напоминают урок труда, только рабочий материал несколько иной: моторчики, сервоприводы, датчики, конструктивные элементы. Да и навыки в лепке, вышивании или вырезании здесь не потребуются, потому что на выходе маленький мастер получает не досочку, вылепленный горшочек или сшитую игольницу, а настоящего робота.

Ученики работают с современными технологиями, инструментами и приборами. Начинают со сборки модели робота из конструктора лего. На учебной базе используют конструкторы Education WeDo – для младшей возрастной группы и Mindstorms EV3 – для старшеклассников. Сам процесс разработки включает последовательность действий.

Изначально собирают готовые проекты, используя предоставленные инструкции. Этими проектами являются модели, которые выполняют заложенную в них программу. Но одной сборки для того, чтобы робот, к примеру, начал двигаться, недостаточно, поэтому далее детей обучают программированию. С его помощью собранного робота можно адаптировать к новым задачам. Выбирая нужные пиктограммы, ребенок добивается поставленной цели: настраивает скорость реакции механизмов, управляет частотой передвижения шестерен и оборотов вращения двигателей.

Сегодня лего широко применяют в сфере образования. Во многих вузах на соответствующих направлениях можно наблюдать автоматизированные лабораторные стенды на базе конструкторов лего, с помощью которых студенты изучают основы динамики, термохимии и других прикладных наук.

Удивляешься, как восьмилетний ребенок – ученик Робошколы, по сути, имеет знания студента-первокурсника. Может, он вовсе не вундеркинд, просто родители отвели его в «правильную» школу.

робот.jpg


Как реализуется?

В образовательную программу Робошколы входят конкурсы, выставки, выездные мероприятия, где ученики представляют свои разработки. Самым масштабным и признанным в среде юных техников стал фестиваль «Робофест». Система конкурса имеет несколько уровней – региональный тур, дальше — всероссийский.

Среди учеников Робошколы есть и те, кого можно справедливо назвать выдающимися техниками. Артем Михеев, например, юный стантрайдер. Он владеет мотоциклом, умеет исполнять на нем виртуозные трюки. Парень хорошо разбирается в механике, на учебной базе занимается подготовкой каркасов роботов на основе Arduino. Полученные знания и опыт в техническом творчестве помогли Артему собрать свой собственный мотоцикл. Впечатляющий пример к вопросу о реализации полученных знаний и умений.

мотоцикл.jpg

Что дальше?

Вот ученик повзрослел, закончил Робошколу, заработал грамоты, научился создавать простейших роботов. И все? Можно украсить стену наградами, а изобретения положить в коробку, чтобы следующему поколению в семье было чем «поиграться»… Звучит угнетающе. И, к сожалению, подобный итог истории возможен. 

Помните о тех 7% людей, способных к техническому творчеству? Они никогда так не поступят, потому что впереди — неограниченные возможности!

— Для воспитанников Робошколы подготовлена многоуровневая система образования. Если ребенок пришел к нам в семь лет, он не только научится основам робототехники, но и подготовит себя к высшему образованию в этой сфере. В общем, на выходе мы получаем юного инженера, готового разрабатывать роботов, — комментирует Антон Маликов.

Куда пойти учиться такому абитуриенту? Многие выбирают Рязанский государственный радиотехнический университет. Некоторые и в Робошколу идут целенаправленно, чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Специально для таких студентов на кафедре Информационно-измерительной и биомедицинской техники в 2014 году открыли направление «Мехатроника и робототехника».

Маховик инновационной деятельности запущен. Юного робототехника ждет третья ступень – он открывает заветную дверь в мастерскую студенческого конструкторского бюро «Аврора», куда заглядывал еще будучи учеником Робошколы (СКБ «Аврора» находятся с «РобоШколой в одном здании Бизнес-инкубатора РГРТУ). Здесь разрабатываются по-настоящему инновационные проекты: мобильный колесный робот, гексакоптеры, лодка на солнечных батареях, газель-робот. На данной площадке студент может реализовывать собственные задумки в робототехнике или помогать в разработках команде конструкторов.


Робототехника и бизнес

Сегодня рынок робототехники предлагает огромное количество идей для инвесторов и предпринимателей и способен обеспечить целый набор новых профессий. Поэтому важно с самого раннего детства обучать детей тому, что станет по-настоящему востребовано через несколько лет. Возникает вопрос: можно ли заработать на собственных роботах? Посмотрим на примере.

3д-модели.jpg

Презентованный в апреле в бизнес-инкубаторе РГРТУ ЗД-принтер уже начал приносить свои первые доходы. Устройство изготавливает из пластика 3Д-модели различных деталей и форм. Инновационный подход изобретения определяется его преимуществами – высокой точностью, оперативностью изготовления модели и ее низкой стоимостью. Цена одного грамма изделия, напечатанного на принтере — 20 рублей. Полученная продукция интересует первых клиентов – заказчиков сувениров и подарочных изделий. Также на чудо-принтер обратили внимание аниматоры. Еще один сюрприз от создателей – ручка, опять же 3Д. С ее помощью дети рисуют пластиком объемные картинки. 

3д-ручка.jpg

Кстати, свою версию 3Д-принтера разрабатывают и в городской Робошколе. Проект уже готовится. Остается подождать, пока подрастут обученные основам разработки юные техники.

Робошкола сотрудничает с научным шоу «Чемодан чудес», вместе они создают шоу «Лига роботов». В программе участвуют гексокоптеры от конструкторского бюро, лего-роботы от учеников Робошколы и совершенно уникальный робот Bioloid. В своем фирменном номере робот по имени Эрчи (электронный рязанский человек) делает энергичные движения: стоит на голове, отжимается, ходит колесом, машет руками, тем самым призывая маленьких зрителей повторять за ним.

Впрочем, научиться создавать и реализовывать роботов хоть и сложно, но возможно. Главное, как и в любом деле – желание. В Робошколе никому не ставят двоек, а доброжелательные преподаватели помогают ребенку освоить интересную науку – робототехнику. Кто знает, с какими мыслями собирает своего первого лего-робота семилетний мальчик? Возможно, именно он со временем создаст машину будущего…

Погрузилась в инновационное пространство Маргарита Серегина

Возврат к списку

Архив новостей