21 сентября 2014, 10:22 1593

Рекламная пауза длиною в ночь

Рекламная пауза длиною в ночь

Когда в далеком 1981 году Жан-Мари Бурсико задумал показать общественности свою коллекцию рекламных роликов, бережно собранных им со всех стран мира, ему пришлось долго искать помещение, чтобы провести сеанс. Владельцы кинотеатров напрочь отказывались выделять целый зал и единственное, что смогли предложить – это ночной показ. Сегодня «Ночь пожирателей рекламы» мечтает провести у себя каждый кинотеатр 50 стран, в которых проходит этот фестиваль рекламных роликов. Когда в не таком далеком 1993 году первая «Ночь» прошла в России, то в огромный полутора тысячный зал пришли 500 человек, да и отношение в постсоветской России к подобному действу было, мягко говоря, не доброжелательное. Сегодня на «Пожирателей рекламы» билеты достать практически невозможно, они раскупаются моментально и задолго до самого фестиваля. Все дело в том, что ходят слухи, будто реклама – это не способ продать товар или услугу, а целое искусство. А люди всегда тянулись к прекрасному.

В ночь с пятницы на субботу, с 19 на 20 сентября, уже второй раз подряд в кинотеатре «5 Звезд» в ТРЦ «М5МОЛЛ» прошло самое грандиозное в плане показа рекламных роликов событие – «Ночь пожирателей рекламы». На суд «изголодавшимся» гурманам рекламного искусства было подготовлено 400 роликов, разделенных, на три блюда: холодное, горячее и десерт. Гости собрались задолго до начала показа, создав вокруг ведущих этого вечера магический полукруг из желающих получить призы и подарки от спонсоров «Ночи» – в углу тихо притаилась новенькая KIA, всероссийский генеральный партнер, реклама которого предваряла другую, более высокохудожественную рекламу; по залу тут и там расхаживали девушки в коротких шортах, явно разыгрывающие какие-то призы, а журналисты рассредоточились в общей массе «пожирателей», тайком попивая из бутылочек кока-колы что-то очень похожее на этот напиток по цвету. Все шло своим чередом и, несмотря на богатую культурную программу, подготовленную организаторами, все, безусловно, ждали самой главной отмашки: «Проходим в свои залы! Приятного просмотра!»

Когда я откидывалась на спинку кресла, то заранее знала о том, какая общая идея этой «Ночи пожирателей рекламы» меня ждет – взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

– Вся наша жизнь держится на самом главном противостоянии всех времен, – отметил продюсер «Ночи» в России Даниил Костинский. – Это противостояние мужчины и женщины. На мой взгляд, ролики, которые построены на этом становятся самыми запоминающимися и популярными.

И как же он был прав! Чего только стоят рекламные ролики из Великобритании о том, что космонавтам не нужно быть особенными. Могло показаться, что это социальная реклама о том, как здорово служить в космических войсках страны. Ан-нет! Как бы банально это ни звучало, рекламируется всего-навсего серия мужской косметики. Но как!

Серия реклам о космонавтах прошла красной нитью через все первое отделение ночи и оставила, пожалуй, самое яркое приятное впечатление.

Были и социальные ролики. Они в основном засветились во второй части фестиваля и были посвящены живой природе. Особенно отличились ребята из National Geographic, которые противопоставляли постановочным кадрам и утомительным подготовкам к съемкам игрового кино мир дикой природы, в котором все герои двигаются и ведут себя естественно, и именно это – прекрасно.

По словам Даниила Костинского, социальные ролики – это жанр рекламы, которому Жан-Мари Бурсико уделяет особое внимание при отборе будущих участников «Ночи». В каждом фестивале всегда есть место социальной рекламе, и если проследить по десятилетиям, то можно увидеть, как менялась концепция преподнесения подобной рекламы.

– Раньше в соцпроектах всегда присутствовал элемент шока, – вспоминает Даниил Костинский. – Считалось, что необходимо ударить хорошенько по мозгам, чтобы человек запомнил, услышал и предпринял какие-то меры. В России до сих пор принято пользоваться таким приемом. В Европе же ушли чуть дальше, предпочитая последнее время юмор. Серьезные проблемы обыгрываются по-другому, и выглядит это эстетически куда более приятно, а эффект не хуже, чем от шока.

В пример продюсер тут же привел социальный ролик французской студии, содержание которого было следующим: две подруги встречаются на улице, у одной новое платье и вторая ей ставит «шпильку» – «а что, твоего размера не было?». На что та протягивает пачку сигарет, в знак того, что не обиделась. Они продолжают мило общаться, а на экране появляется надпись: «Ненавидишь кого-то? Угости сигаретой. Курение убивает».

Помимо зарубежных роликов, были, естественно, и рекламные шедевры отечественного образца. Каждый год Жану-Мари Бурсико из России с любовью приходит полтора часа рекламы, из которой коллекционер уверенной рукой отбирает не более восьми видеороликов, по-настоящему достойных глаза искушенной публики. В этом году особенно порадовала реклама поисковика «Яндекс», в которой бесстрашный житель средней полосы России будит медведя посредством брошенного в берлогу будильника, а в кадре появляется строка поиска с введенной в нее фразой «Когда придет весна?». По-настоящему произведением искусства в этот вечер можно было назвать ролик о работе РЖД, в котором были отражены главные вехи истории России с момента прокладки первых рельсов. За минуту я посмотрела красочный и пробирающий до мурашек фильм о вековой истории своей страны. И, вы знаете, прониклась гордостью за наш рекламотограф.

– Когда я смотрю телевизор, мне стыдно за нашу рекламу! – поделился своими эмоциями Даниил Костинский. – Однако в контексте «Ночи пожирателей рекламы» от нашей страны выступают такие сильные ролики, что они не уступают западным образцам. Во Франции, к примеру, наша реклама всегда заходит отлично.

Правда, как отмечает продюсер, часто российские ролики – это всего лишь калька с хорошо забытых западных идей. Но индустрия рекламы, пожалуй, единственная ниша, в которой плагиат воспринимается хорошо. Как говорит Костинский, пусть рекламщики воруют идеи, лишь бы снимали хорошую рекламу.

...Утро «пожирателей рекламы» наступило неожиданно. Преимущественно из-за внезапно включенного света в кинозале, который возвестил о том, что третий сеанс окончен. До конца досмотрели и доспали лишь сильнейшие. И сны, надо сказать, снились хорошие. Яркие и цветные. Очень похожие на рекламу наших РЖД.

Наелась рекламой Дарья Копосова

ФОТОРЕПОРТАЖ

Возврат к списку

Еще по этой же теме

Архив новостей