2 балла
03 октября 2014 16:32
2325

Прелесть капитализма

Прелесть капитализма

Александер Мюлауэр в статье для Süddeutsche Zeitung рассказывает о техническом прогрессе, устаревших гаджетах и ностальгии по ним и объясняет, почему без банкротства не бывает капитализма.

Будь то лампочка, плеер или Polaroid: со временем технические изобретения теряют свою актуальность, а вместе с ними уходят  и целые предприятия. Но почему мы все же не должны переживать по этому поводу?

1994 год. Основатель компании Apple, Стив Джобс, приехал на конференцию в Силиконовую долину, чтобы поговорить о том, что исчезнет, а что останется навсегда.

Сложный вопрос, так как на свете существует не так много вещей, которые действительно вечны. А лучше задать вопрос по-другому: существует ли вообще что-то вечное, а если существует, то что это?

Стив Джобс говорил: «Через несколько лет вся моя работа станет никому не нужной». Джобс ведь не строил церквей, которыми будут восхищаться на протяжении столетий. «Продукты, которые я развиваю, со временем устареют. Через 10 лет никто уже не будет пользоваться Apple 2, так как технический прогресс слишком стремителен. Век цифровой экономики нельзя сравнить с эпохой Возрождения или концепцией устойчивого развития», – утверждал Джобс в 1994 году.


Никто не бессмертен, ничто не бессмертно

Сейчас, 20 лет спустя, можно с уверенностью сказать: своими идеями Стив Джобс сильно изменил жизнь людей. Существует не так много предпринимателей, которые могут похвастаться такими достижениями. Джобс рано понял, что его предпринимательская деятельность была ничем иным, как борьбой с прогрессом.

Томас Алва Эдисон однажды назвал самое важное качество инноватора: он должен «уметь видеть и слышать то, в чем нуждаются люди».

В мире суперзвезд, к которому, несомненно, принадлежал Стив Джобс, считается так: только смерть делает бессмертным. В мире же экономики все по-другому: никто не бессмертен и ничто не бессмертно. Не существует ни одной фирмы, ни одной отрасли, которая не находилась бы под угрозой гибели. Это объясняется тем, что капитализм четко определяет, в чем нуждается экономика. Это постоянное развитие.Одни технические достижения вытесняются другими, прежние изобретения теряют свою актуальность, а вместе с ними на предприятиях зачастую возникает кризис.


Сила «творческого разрушения»

Можно назвать много компаний, которые потеряли свои лидирующие позиции на рынке. Например, компания Kodak. Фотоаппараты Polaroid тоже остались в прошлом, так же как и аналоговые фильмы. Или, к примеру, производитель компьютеров IBM, получивший прозвище Big Blue («голубой гигант»), он уже давно потерял свое доминирующее положение на рынке. Также и другие компании должны постоянно придумывать что-то новое, перестраиваться в соответствии с потребностями общества. Японская компания Sony тоже слишком долго пользовалась успехом своих кассетных плееров. А сейчас терпит неудачу немецкая компания Osram, так как лампочки накаливания также скоро уйдут в прошлое.

Изобретатель лампочки накаливания, Томас Алва Эдисон, однажды назвал самое важное качество инноватора: он должен «уметь видеть и слышать то, в чем нуждаются люди».

Для этого нужна так называемая сила «творческого разрушения», которую описал экономист Йозеф Шумпетер. «Капитализм подвержен процессу индустриальной мутации, которая непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую» – писал он в 1942 году. Шумпетер преподавал тогда в Гарвардском университете и знал, о чем он говорит. После Первой Мировой войны он был министром финансов Австрии, позже президентом одного из банков, который вначале процветал, но вскоре обанкротился. Шумпетер почувствовал на себе, что значит экономический кризис.


Лотерея на будущее

Без кризиса, а лучше сказать без банкротства, не может быть капитализма так же, как и без папы католической церкви. Без возможности обанкротиться не было бы и предпринимателей. Ведь каждая инвестиция – это лотерея на будущее. Предприниматели верят, что их продукция будет продаваться. Они верят в то, что однажды их инвестиции окупятся. Как раз это доверие нуждается в сильной экономике, а без доверия не было бы сильной экономики. Без доверия не было бы ничего.


Что останется?

Если посмотреть на историю экономики, можно заметить известные компании, которые когда-то обанкротились: Grundig и Braun в Германии, авиакомпания Pan Am в США. Прежде всего, это затронуло рабочих, хотя, в конце концов, эти предприятия были заменены другими. И как раз это обнадеживает. Доверие –вот в чем нуждается каждый предприниматель, чтобы согласиться на следующую лотерею.

Без банкротства не может быть капитализма так же, как и без папы католической церкви.

Известные компании и крупные предприниматели в свое время создавали то, что их потомки еще не скоро забудут. И мы все еще видим в некоторых домах эти удивительные виниловые проигрыватели фирмы Braun или дорожную сумку с незабываемым логотипом компании Pan-Am. Мы все еще встречаем фотоаппараты Polaroid, хотя сейчас уже есть специальные приложения для смартфонов, делающие фотографии в стиле Polaroid.

Кто-то скажет, что эти цифровые фотографии уже совсем не то по сравнению с настоящим Polaroid. И он будет прав. Так же и MP3-файлы вытеснили кассеты и виниловые пластинки. У MP3-файла уже не будет зажевываться пленка. И кстати, качество звука у виниловой пластинки намного лучше, чем у CD. Все верно, мы очень часто тоскуем по этим прекрасным старым вещам. Эта ностальгия для некоторых является способом уйти от жесткой, бесчувственной действительности.

Но самое прекрасное в капитализме то, что постоянно возникает что-то новое. Сначала возникает идея, и если она касается уже существующего, угрожает ему или заменяет его, тогда это может быть хорошей идеей. Остальные идеи просто исчезают. Это не несправедливо, это не плохо, это просто нужно принять, как объективную реальность.

Перевод YA62.ru

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт