27 апреля 2015, 16:50 1995

«Помните. Никогда этого не забывайте...»

«Помните. Никогда этого не забывайте...»

«Судьба человека» — несмотря на внушительное название, всего лишь небольшой рассказ, написанный Михаилом Шолоховым в послевоенные годы. Рассказ пронзительный, искренний, отразивший все ужасы войны, описывающий трагедию целого народа на фоне истории одного стойкого, несломимого человека. Экранизация этого рассказа принесла известность Сергею Бондарчуку и вызвала желание у многих театральных режиссеров поставить спектакль по этому произведению. Не стала исключением и Урсула Макарова. В преддверии праздника Великой Победы она поставила спектакль «Судьба человека» на сцене Рязанского театра драмы и продемонстрировала свое авторское видение рассказа Шолохова.

В атмосферу военных лет зрителей начали погружать еще в фойе театра — там музыканты, одетые в солдатскую форму исполняли песни Победы. Организаторы также установили в помещении выставочные стенды с театральными афишами времен Великой Отечественной войны.

Декорации очаровали с первых минут — над сценой застыло в воздухе множество дверей, как символ возвращения солдат с войны в свои родные и теплые дома. Спектакль начался с авторской режиссерской сцены, которой у Шолохова не было. Женщины разных поколений, собираются за круглым столом, чтобы встретить главного героя всего действа — Андрея Соколова. Вернувшийся с фронта уже немолодой солдат садится за стол у ночного бра и вспоминает о моментах из своей жизни, счастливых и трагических.

Первая половина акта — точное и органичное воссоздание рассказа. По замыслу режиссера, зрелый Соколов (Александр Зайцев) наблюдает на сцене события своего прошлого. Он смотрит на себя молодого и удалого (персонажа играет Роман Горбачев), наблюдает свое знакомство с возлюбленной Иринкой, видит появление своих детей на свет. Это светлое время актеры показали проникновенно, сердечно, шутя. Постаревший герой периодически вмешивался в сцены ироничными репликами, подтрунивал над собой молодым, сожалел о своих поступках, которых уже не изменить. Зрители наблюдали эту удивительную связь между двумя разными мирами, жизнями героя, навсегда разделенными войной.

Встреча

Александр Зайцев, заслуженный артист РФ и любимец рязанских зрителей, буквально проживал на сцене жизнь своего героя. Кроме того, произнося ироничные реплики, актер просто очаровывал публику. И это не удивительно, так как Шолохов обладал потрясающим чувством языка. Его слог простой, без изяществ, скрывает в себе мудрость и большие чувства, не оставляющие читателей равнодушными.

Искусно созданные декорации актеры органично меняли прямо во время сцен, создавая тем самым атмосферу непринужденности, натуральности. С наступлением войны контрастно меняются свет и настроение на сцене. Вместо уютной деревянной хаты — трубы крематория и стены бараков. Большую часть первого акта занимает описание жизни советских солдат в концлагере. Здесь меняются ценности и ориентиры героев: главная радость: в плену услышать звуки обстрела врагов советской артиллерией и картошка, которую из доброты душевной пленным положили в похлебку.

В своем рассказе Шолохов избежал подробного описания событий, происходящих в концлагере, лишь ограничился несколькими эпизодами. Урсула Макарова решила дать возможность зрителям лучше прочувствовать все тяготы, которые пережили участники войны, и углубилась в эту тему. По ее словам, во время создания этих сцен, было проведено много параллелей с романом Ремарка «Искра жизни».

Кроме того, в спектакле появилась еще одна дополнительная сюжетная линия, рассказывающая о судьбе оберштурмбаннфюрера СС Нойбауэра Бруно и его семьи. Нужно сказать, что немецкие и советские персонажи предстают перед зрителями в контрастном свете. У нас — смелые, честные и отважные солдаты, готовые отдать свою жизнь за товарища. По ту сторону баррикад — бесчеловечные, бездуховные немецкие офицеры, для которых любая человеческая жизнь ничего не стоит.

С лошадью

Самая кульминационная сцена, когда Андрею Соколову удается избежать гибели в плену во время застолья фрицеров, была показана зрителю дважды. Первый раз в реальном времени, где молодой герой с подгибающимися коленями выпивает три стакана водки натощак и гордо отказывается от закуски. Вторая сцена, превосходно сыгранная Зайцевым, происходит уже в его воспоминаниях. Режиссер подарила возможность персонажу прожить этот переломный момент в жизни дважды и насладиться своим моральным превосходством над врагом.

Война отняла у героя родных — Иринка с дочерьми погибла во время бомбежки, а сына застрелили в последний день войны. Но судьба подарила Соколову шанс не впасть в отчаяние и найти в себе силы жить дальше. Этот шанс — мальчик Ваня, оставшийся без семьи, которого главный герой «берет в дети».

Помимо новых сюжетных линий и персонажей, режиссер использовала в постановке много интересных художественных приемов. Временами сценой для спектакля становился весь зрительный зал — немецкие персонажи неожиданно появлялись прямо за спиной у зрителей, выкрикивая гневные реплики, адресованные пленным на сцене.

Режиссеру определенно удалось передать всю глубину и эмоциональную силу рассказа, при этом оживив его. После занавеса, многие зрители не смогли сдержать слез и выходили из зала с какой-то противоречивостью, застывшей во взгляде. Мы никогда не сможем осознать, что испытывали люди, пережившие трагедию войны, мы не сможем залечить их душевных ран и разделить с ними их тягостные мысли. Единственное, что мы можем — вспоминать о тех, кто, обладая несгибаемой волей, привел страну к Победе. Как говорил Андрей Соколов: «Главное — помните. Никогда этого не забывайте».

Поклон

Перенеслась в военное время Дарья Морозова

Возврат к списку

Архив новостей