Опыт катастроф. Как Швейцария борется за безопасность АЭС
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) хочет существенно ужесточить правоохранительные предписания для ядерных реакторов. В США противятся этому, хотя там уже и так вкладывается мало средств в технику безопасности.
После тяжелых катастроф на АЭС мировое сообщество каждый раз клянется: такого больше никогда не произойдет. Правда, когда волнение проходит, опасности возникновения аварий преуменьшаются – до следующей катастрофы. Чтобы аварии на АЭС больше не повторились, как это было на Фукусиме, Швейцария обращается к МАГАТЭ в Вене, вступая при этом в спор с США.
Берн хочет существенно ужесточить правоохранительные предписания не только для новых реакторов, но и для уже существующих по всему миру. «Для нас важно, чтобы укреплялась система ядерной безопасности, особенно после катастрофы на АЭС Фукусима, — рассказывает Рольф Штальдер, представитель Швейцарии при международных организациях в Вене, Süddeutsche Zeitung. — Мы хотим показать, что мировое сообщество серьезно настроено». Поэтому Конвенция о ядерной безопасности должна быть дополнена соответствующими обязательствами по модернизации.
Проблема заключается в том, что такие обязательства дорого обходятся, особенно для тех государств, которые обслуживают большое количество старых АЭС. Поэтому Швейцария была готова к сопротивлению. Конвенция о ядерной безопасности может быть изменена только в том случае, если все государства-участники будут согласны или если более 2/3 государств проголосуют за проведение специальной конференции, которая в последствии сможет принять соответствующие решения.
Две трети государств выступают за обязанность модернизации
Барьеры высоки, но в начале 2014 года Швейцария все же добилась проведения специальной конференции. Две трети государств, среди них все члены Евросоюза, выступили за проведение конференции, а также за необходимость модернизации. США и Канада проголосовали против. Россия, Китай и Индия – наиболее важные государства, производящие атомную энергию – воздержались от ответа, выражая тем самым свое несогласие.
Сейчас МАГАТЭ решила, что специальная конференция будет проведена в феврале 2015 года. США считают это неверным решением и пытаются помешать ее проведению. Они аргументируют это тем, что изменение Конвенции продлится очень долго.
После тяжелых катастроф на АЭС мировое сообщество каждый раз клянется: такого больше никогда не произойдет. Правда, когда волнение проходит, опасности возникновения аварий преуменьшаются – до следующей катастрофы.
В действительности же за сопротивлением американцев скрывается, прежде всего, другой мотив: если предложение Швейцарии о более жестких стандартах будет принято, компании, эксплуатирующие ядерные реакторы, в особенности в США, которые имеют большое количество старых АЭС и хотят продолжать их эксплуатировать, попадут под давление. В соответствии с наблюдениями ядерных экспертов американцы инвестируют очень мало средств для обеспечения техники безопасности.
Несмотря на сильную критику, Еврокомиссия хочет одобрить два новых очень дорогих британских ядерных реактора. Речь идет о налоговой сумме в размере 19 млрд евро.
В то время как Франция после катастрофы на АЭС Фукусима вложила в свои 59 ядерных реакторов 13 млрд евро для обеспечения безопасности, США потратили на свои 100 ядерных реакторов около 2,5 млрд. Тем не менее, органы власти США увеличили сроки службы некоторых атомных котлов до 60 лет, также рассматривается продолжительность эксплуатации в 80 лет.
Финансовое давление на отрасль увеличивается
Если юридически обязательная, но не подлежащая рассмотрению в исковом порядке конвенция будет изменена таким образом, что старые реакторы будут оцениваться также по новым критериям, то США будет тяжело. Для европейцев, напротив, будет легче исполнить новые обязательства. Государства, которые являются членами Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в июле 2014 года начали работать в новом направлении, похожем на предложение Швейцарии.
В то время как Франция после катастрофы на АЭС Фукусима вложила в свои 59 ядерных реакторов 13 млрд евро для обеспечения безопасности, США потратили на свои 100 ядерных реакторов около 2,5 млрд.
Увеличивается также и финансовое давление на отрасль. Строительство новых АЭС едва ли возможно без субсидий. Обязательства по модернизации старых сооружений поставили бы под сомнение рентабельность многих действующих АЭС – тем более во времена, когда низкие цены на газ ставят под угрозу рентабельность всех АЭС.
«АЭС всегда несут в себе опасность»
Германия очень довольна инициативой Швейцарии: «Для ядерной безопасности по всему миру предложение Швейцарии представляет хорошее основание для международной дискуссии», – объясняет Федеральное министерство окружающей среды. «Узаконивание обязательств по модернизации для старых АЭС стало бы важным шагом на пути к бОльшей безопасности в атомной сфере, – отмечает также Сильвия Коттинг-Уль, эксперт Партии зеленых. – Обязательства по модернизации – хорошее решение, однако, АЭС все же всегда несут в себе опасность».
Для удержания радиации при крупных авариях требуется модернизация систем безопасности. Аварийные генераторы и система аварийного охлаждения должны быть разделены на отдельные, полностью не зависящие друг от друга линии, которые не имеют общих элементов или слабых мест. Если реакция, происходящая в активной зоне ядерного реактора, выйдет из-под контроля, должна быть возможность сбросить давление в гермооболочке, чтобы предотвратить выход радиоактивных веществ в окружающую среду.
Соответствующие фильтрационные системы уже десятилетиями являются стандартом, правда, они отсутствовали на Фукусиме. Другие меры безопасности едва ли можно внедрить на старых реакторах. К ним относятся более мощные бетонные купола гермооболочки, которые могут выдержать даже крушение большого самолета.
Итак, Швейцария очень серьезно настроена по этому поводу. Но при этом она не хочет идти напролом, уверяет Штальдер. Если у США есть идеи получше для обеспечения безопасности, мы с удовольствием их примем. «Наша цель состоит в том, чтобы в конечном счете в этой проблеме принимали участие все страны».
Маркус Бальзер, Кристофер Шрадер и Штефан Ульрих, Süddeutsche Zeitung
Перевод YA62.ru