Опять двойка? Как журналист YA62 тотальный диктант писал
Последний раз писать диктант мне доводилось года четыре назад, когда эта практика еще была популярна при сдаче экзамена по русскому языку в университете. И, надо сказать, ничего хорошего из этого у меня ни разу не вышло. При всей любви к нашему великому и могучему и при всех знаниях правил и исключений невнимательность моя и страстные порывы руки пишущей, желающей обогнать мысль возникшую, заставляли писать слитно не что-нибудь, а самое «не-с-глаголом».
Когда в нашей дружной редакции было решено кинуть на амбразуру тотального диктанта именно меня, заботливый главный редактор Александр решил устроить краш-тест на грамотность, распечатав целый лист упражнений с пресловутыми «пропущенными буквами» на разные правила русского языка. Решай, говорит, не задумываясь. И как можно было ослушаться начальника своего?
Решила. Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу.
Провожали как в последний путь, ободряюще напутствуя, что обязательно уволят с работы, если посмею посрамить честь любимой редакции. И в какой-то момент я почувствовала себя школьницей, которую родители ругают за еще не принесенную двойку и грозят, что если буду плохо учиться, то никогда не поступлю в институт. Стряхнув с себя пораженческие настроения, смело ступила на путь борьбы с безграмотностью и направилась в Горьковскую библиотеку.
Место встречи было определено задолго до проведения всероссийского мероприятия, к которому Рязань присоединилась в этом году впервые. Для того, чтобы стать участником тотального диктанта, необходимо было зарегистрироваться в интернете на одноименном сайте и просто прийти в областную библиотеку имени Горького 18 апреля в 15:00. Единственная проблема заключалась в том, что число мест было ограничено — всего 50, а вот желающих, как оказалось в итоге, куда больше. Потому уже за две недели до проведения диктанта регистрация по Рязани была закрыта.
Провожали как в последний путь, ободряюще напутствуя, что обязательно уволят с работы, если посмею посрамить честь любимой редакции.
Но если вы думаете, что это остановило тех любителей русского языка, которые не успели отметиться в регистрационном листе сайта, то вы глубоко не правы. А вот организаторы грамматического мероприятия к этому, похоже, были готовы. В итоге очереди на тотальный диктант образовалось две: те, кто пришел по регистрации, и те, кто не записался заранее по тем или иным причинам, но очень хочет принять участие в написании. Молодым библиотекарям, вооруженным ручками и листочками, удалось никого не обидеть и всех рассадить по аудиториям, где с минуты на минуту должен был начаться диктант.
В этот день вся библиотека жила этим событием, и даже гардеробщицы, принимая у посетителей одежду, спрашивали, не на диктант ли они пришли.
— Главное — не переживать, когда писать диктант сядете, — напутствовали они девушку, которая, действительно, почему-то сильно волновалась перед началом мероприятия. — Мне кажется, будь я помоложе, тоже пошла бы и написала.
Если говорить о возрастной категории людей, принимавших участие в этой интеллектуальной затее, то основную массу составляла молодежь — вчерашние студенты, которые, похоже, решили «тряхнуть стариной» и вспомнить, как это совсем недавно было, но не трястись при этом из-за оценок, а получить удовольствие от самой церемонии диктанта. Однако стоит заметить, что и люди более старшего поколения пришли проверить свои орфографические и пунктуационные силы, причем держались куда увереннее.
Нас рассадили в аудитории, выдали ручки и листы, на которых нужно было ввести свои данные: для тех, кто регистрировался — имя регистрации и пароль, для тех, кто, как я, очень хотел, но не успел, — просто ФИО. Перед стартом непосредственного процесса написания филологическим смельчакам показали промо-ролик, посвященный тотальному диктанту, а также продемонстрировали авторское прочтение текста «Часть третья. Невский» в исполнении Евгения Водолазкина. И только после этого, вооружившись ручками и всем багажом знаний по русскому языку, мы начали писать.
Все проходило в классических традициях школьного диктанта. Наш «диктатор» — Елена Храпова, преподаватель русского языка и литературы, — трижды читала предложения, с выражением расставляя акценты авторского текста. И я каждый раз, когда искренне не знала, как пишется то или иное слово, мысленно просила помощи у Розенталя и прощения у своего преподавателя по русскому языку. Но, как ни странно, процесс написания диктанта мне понравился сейчас гораздо больше, чем в школьные или студенческие годы. Оказывается, быть грамотным не только модно, но и самому приятно.
После написания участники делились своими впечатлениями: кто-то отмечал, что диктант был слишком легкий, кто-то — что слишком тяжелый, а Елена призналась, что когда сама писала его пробную версию, то допустила только две пунктуационных ошибки, чем вызвала волну восхищенных вздохов в аудитории.
К сожалению, результаты тотального диктанта известны станут только после 22 апреля. Узнать их можно будет на сайте регистрации, введя свой логин и пароль. Как пообещали рязанские организаторы мероприятия, текст будет разобран, а ошибки объяснены. Кроме того, пообещали, что награда найдет своих героев, и на «Ночи в библиотеке», которая состоится 24 апреля в Горьковке, отличники получат призы.
Вы спросите, как же написала диктант я? Не знаю. Но мне кажется, что хорошо.
Писала под диктовку Дарья Копосова