4 балла
09 ноября 2017 14:02
2571

Музыкальная реконструкция. Как рязанская группа Potir создавала музыку для кино

Музыкальная реконструкция. Как рязанская группа Potir создавала музыку для кино

Что такое историческая реконструкция, знают все: латы, щиты и доспехи, одежда первой и второй мировых войн, поля сражений и полное погружение в события прошлого современными людьми. Что такое музыкальная реконструкция — знают немногие, но в Рязани есть группа, которая воссоздает не декорации, а музыку прошлого. Как звучали народные инструменты 600 лет назад? Не знают точно, но догадываются музыканты проекта Potir. 

В январе нового года в прокат на большие экраны страны выйдет русское фэнтези «Скиф», над музыкальным оформлением которого работала рязанская группа. О музыке и о российском кино авторы проекта рассказали журналисту YA62.ru.

— Сразу оговоримся, что мы не группа, а скорее музыкальный проект, — отмечает автор и идейный вдохновитель Potir Андрей Назаров. — В 2009 году мне неожиданно стала интересна тема музыкальной реконструкции. Позже я нашел союзника в лице Евгения Лялина. И мы начали творить. И с тех пор наша музыка находится в постоянном процессе эволюции.

Первое время музыканты увлеклись традициями средневековой Европы: сделали несколько музыкальных записей со старинных манускриптов. Сами создавали аранжировки на инструментах, которые вышли из моды полтысячелетия назад. Как итог в 2012 году на лейбле Sketis Music издали дебютный альбом «Gothic city».

w_dd2fcff4.jpg

— Мы не читаем рэп, в килтах по кабакам не играем и влоги не ведем, нам по нынешним временам трудно добиться внимания, – отмечает Евгений Лялин. – Мы известны в узких кругах любителей традиционного фолка, нео-фолка.

— Нас все время упрекали в том, что если мы такие классные и необычные, то почему не выступаем нигде и концерты не даем, — вспоминает автор проекта. — И приходилось объяснять, что нас всего двое в проекте.

— Если послушать некоторые наши треки, то в них сведено около 40 музыкальных дорожек, – поясняет Лялин. – Это реально сделать в студии звукозаписи, но невозможно на сцене. Напомню, нас двое. Играть под «минус» в этом жанре — моветон.

Музыканты признаются, что никогда особо и не стремились на сцену. Выступления были, и не раз, но с более адаптированной для неподготовленного слушателя программой. Задача от творчества у них совсем иная. Хотя, отмечают музыканты, они были бы совершенно не против скооперироваться с каким-нибудь передовым театром модерновых взглядов.

— Тут кроме музыки важна и подача, качественный визуальный ряд, – отмечает Евгений Лялин.

— Если в Potir придут талантливые музыканты, готовые не просто играть на старинных инструментах, но и овладеть традициями игры, которые до сих пор сохранились, мы с удовольствием сыграем композиции с первых альбомов со сцены, – уверяет Андрей Назаров.

О своем первом опыте написания саундтреков к фильму музыканты Potir говорят скромно.

— В 2014 году из интернета мы узнали о съемках фильма «Коловрат», – вспоминает Лялин. – Тогда его только планировали снимать. Кто как не рязанцы должны музыкально оформить картину.

— К тому же мы давно работали над древнерусской музыкой, — отмечает Андрей Назаров. — И мы сейчас говорим не об игре на ложках в лаптях. К тому моменту у нас уже были записаны два альбома: «Белая Крыница» и «Пир». Аудиоматериал представлял собой авторское измышление на музыкальную тематику русского средневековья.

Фото 2 Съемки фильма.jpg

— Так вот, я связался с режиссером будущей картины — Рустамом Мосафиром, предложил сотрудничать, – продолжает рассказ Евгений Лялин.

— Над фильмом работали вместе, – делится секретами кинопроизводства Андрей Назаров. – Было вложено много сил и времени, создан презентационный ролик для «Фонда кино» с моей музыкой. Но в это же время другой режиссер — Олег Степченко — начал работу над картиной «Легенда о Коловрате». Все понимали, что двух «Коловратов» на экранах страны быть не может, и специалисты отдали предпочтение «Легенде».

Позже, видимо Рустамом Мосафиром, было принято волевое решение переделать сценарий «Коловрата» в отечественное фэнтези «Скиф». И, о чудо, проект понравился «Фонду кино» и на него дали добро.

Фото 3 Съемки.jpg

«Скиф», как говорит о нем Андрей Назаров, это личная драма в исторической фактуре. И фактура, уверен композитор, оказалась очень неплохая. В этом фильме многое прекрасно: место съемки, костюмы и, конечно же, музыка.

— Съемки проходили в Крыму. В живописных местах. Над костюмами работала супруга прославленного режиссера Алексея Балабанова — Надежда Васильева («Брат», «Брат 2», «Про уродов и людей», «Идиот», «Мастер и Маргарита»), — рассказывают участники проекта.

Фото 4 Крым.jpg

Продюсером картины стал Сергей Сельянов. Музыканты очень благодарны ему за оказанное доверие. Рязанцы отмечают, что он — настоящий профессионал.

— В этом кино была попытка побороться за музыку, — рассказывает Андрей Назаров. — Она там присутствует практически в каждом кадре, что нетипично для современного кино.

По словам музыкантов, в российском кино утвердились болезненные клише, музыки все меньше, все больше пресловутого саунд-дизайна, и многие уверены, что зритель это съест с удовольствием.

— В «Скифе» художественная группа боролась за живую настоящую картинку, — вспоминает Андрей, который принимал непосредственное участие в съемочном процессе в качестве художника. — Зная теперь всю кухню изнутри, мы понимаем, как режиссеру непросто отстоять свое видение. В «Скифе» все же удалось сохранить жизнь и фактуру.

Фото 5 Фактура.jpg

Авторы проекта Potir уверены, что на исторические фильмы режиссерам стоит звать аутентичных музыкантов — тех, кто сможет воссоздать дух того времени. Тем более что в России достаточно много настоящих собирателей фольклора и исполнителей, работающих в этом жанре.

— В дальнейшем мы тоже хотели бы продолжить работать в кино, — делятся рязанцы своими планами. — Над музыкой в «Скифе» с нами работала норвежская вокалистка Линди-Фай Хелла (Wardruna). — Зимой этого года мы побывали на концерте группы Wardruna и коллективно приняли решение, что именно Линди должна записать партию женского голоса для фильма, — отмечают музыканты.


— В тот вечер Андрей подарил Ейнару Сельвику, солисту группы, свою картину, было очень весело, мы душевно пообщались, – вспоминает Евгений Лялин. – Да, Линди записала вокал в паре треков. Это был совершенно невероятный опыт и отличный задел на будущее. Если реализуются все наши совместные планы, то уверены, что с Линди мы и залы соберем, и на гастроли съездим.

Фото 6 Картина.jpg

Этим летом на фестивале «Битва тысячи мечей. Рагнарек» в Москве мы записали интервью с Линди. У читателей YA62.ru есть эксклюзивная возможность посмотреть его одними из первых.

С музыкальными реконструкторами беседовала Дарья Копосова.

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт