16 ноября 2016, 12:43 2839

И смех, и грех. Курьезные ситуации в рязанской истории

И смех, и грех. Курьезные ситуации в рязанской истории

Киносценаристы ничего не придумывают. Самые удивительные, необычные, абсурдные ситуации подсмотрены в жизни, и в жизни Рязани таких случаев хватало. Вот например...


Рюминские женщины

Гаврила Рюмин, купец с громким именем, всегда любил произвести впечатление. Домами — своими и доходными — он застроил чуть ли не половину Рязани (десять зданий в масштабах города XVIII века — это очень много). Для семьи же своей выстроил настоящий дворец (совр. здание Художественного музея) рядом с городским оврагом, который заодно превратили в городской сад. По иронии судьбы, Гаврила Васильевич, сделавший состояние на винных откупах, благоустроил территорию, известную сегодня под именем «Пьяный парк»...

Однако и дворец не тешил самолюбия олигарха. Он приобрел земельный массив за городом, превратил его в «Рюмину рощу» и там выстроил себе дачу. О даче даже написали в журнале «Столица и усадьба»: «Главную часть дома составляет громадная сквозная зала, имевшая по обе стороны множество симметричных окон-дверей. Со стороны сада тянулась высочайшая терраса, крыша которой поддерживалась колоннами. С обеих сторон этой колоссальной залы на белых колоннах стояли хоры. Внутренний переход вел во флигель, обделанный под русскую избу». Более того, по саду «кое-где были разбросаны беседки, в одной из которых стояло изображение языческого божка».

художественный музей.JPG

Для открытия дачи готовилась целая церемония. Рюмин — любитель театра — «выписал из Италии» оперного тенора, который должен был петь на открытии, а затем руководить крепостной труппой. Заманивая итальянца в Россию, Рюмин красочно расписал ему, в каком великолепии предстоит жить и работать, и в частности, указал, что к дому ведет аллея, а вдоль нее — нифмы и ореады — 30 мраморных статуй.

Делать статуи действительно собирались, но... Как часто бывает в России, вовремя не успели найти мастера. «Не беда!» — рассудил Рюмин и приказал привести тридцать самых красивых крепостных девок.

дача рюмина.jpg

В ночь накануне прибытия итальянца стучали топоры: спешно сооружались постаменты для лжескульптур. Два повара вместе с повивальной бабкой разработали уникальный состав на основе муки и растительного масла, который покрывал живую кожу мраморной белизной.

— А как же глаза-то? — недоумевала бабка.

— Закроют от греха, а веки замажем! — веселились повара.

И вот высокий гость прибыл. На дачу Рюмин привез его в собственном экипаже, лихо вкатившем в аллею, по обеим сторонам которой стояли богини. Итальянец уже знал кое-что по-русски и воскликнул:

— О, голенщино! — окрестив таким образом, по одной из версий, расположенную рядом деревню.

дача рюмина2.jpg

Рюмин на это ничего не сказал. А следующим утром, когда нимфы и ореады, естественно, разбежались, заявил гостю:

— Украли, брат! За одну ночь весь мрамор. Это Россия...


То еще кино

Дача Рюмина, к сожалению, сгорела в первые годы ХХ века — как раз в то время, когда в Рязани появился первый синематограф. Но и тут оказалась замешана женщина, без которой, говорят, провинциальная публика очень неохотно шла на «движущиеся картинки».

А дело было так. В 1904 году некто «мещанин Арбузов» открыл на улице Почтовой первый в Рязани кинотеатр «Олимпия». Мещанин был приезжим, и вряд ли принадлежал к тому социальному слою, под которым «записался», как тогда полагалось, в городской управе. По свидетельству современников, Арбузов имел орлиный нос, широкие, в размах орлиных крыльев, плечи и черные глаза, которыми и обжигал встречных и поперечных. Никто еще не понимал, в чем суть новой забавы, которую Арбузов привез в Рязань, а уже все знали, что вместе с ним прибыла красавица-любовница, для которой в кинозале уготована специальная ложа.

почтовая1.jpg

И действительно: в ложе, почти полностью скрытой тяжелой шторой, с первых же сеансов был замечен точеный профиль. Мужчины начали ходить на одни и те же сеансы по 30-40 раз, их жены, прознав об этом, стали поступать так же. Выручка Арбузова росла день ото дня, были введены дополнительные ночной и даже утренний сеансы, а загадочная дама все более накаляла обстановку, то уронив из ложи веер, над которым тут же с треском смачно сталкивались несколько лбов, то на миг показав личико...

— Да это же губернаторская дочка! — перешептывались стоящие в проходе, так как все места в зале были заняты, гимназисты.

— Болваны! Это грузинская княжна Нина! — одергивал их сидящий рядом служащий.

Однако самое большое потрясение было впереди, и ждало оно отнюдь не провинциальную публику, а самого Арбузова. Когда через пару лет купец Михайлов по соседству открыл свой кинотеатр, точеный профиль внезапно переместился туда. Туда же, следуя тяге к прекрасному, переместилась и зрительская аудитория. Основателю первого кинотеатра ничего не оставалось, как свернуть свое дело и уехать из города в одиночестве. Впрочем, с неплохим заработком.

Кем же была загадочная кинозрительница, узнать достоверно так и не удалось. Известно лишь, что и Арбузов, и Михайлов так хорошо оплачивали ее работу, что еще через пару лет она уехала в Москву и открыла там свой кинотеатр.


Тело простит

Любопытная история связана с памятником Павлову, что напротив Областной филармонии. В 1949 году рязанские власти решили установить в городе монумент в честь... Владимира Ильича Ленина. Когда памятник уже был готов, вспомнили, что именно в этом году отмечается 100-летие Ивана Петровича Павлова!

павлов.jpg

Скульптор Манизер в срочном порядке изменил положение правой руки и приставил монументу другую голову. 100-летие Павлова отметили открытием памятника, который, по свидетельству сына академика, вышел очень правдоподобно.

Посмеялся от души Дмитрий Бантле

Возврат к списку

Архив новостей