1 балл
02 февраля 2023 12:09
21761

«Дом продали вместе с людьми». Под Рязанью семью с инвалидами выселяют на улицу

«Дом продали вместе с людьми». Под Рязанью семью с инвалидами выселяют на улицу

Рязанец Андрей Гуназов хоть и родился в Рыбновском районе, но полжизни проработал на Крайнем Севере – добывал колымское золото. Когда прииск имени Максима Горького закрыли из-за нерентабельности, поселок стал вымирать. Люди сбегали оттуда куда глаза глядят, оставляя квартиры вместе с мебелью. Андрей Гуназов тоже собрал семью и вернулся на малую родину. Здесь, в селе Аксеново Рыбновского района, он устроился в колхоз, где ему пообещали: отработаешь 10 лет и получишь жилье в собственность. Он отработал 23 года. А когда колхоз развалился, участок, на котором стоит его дом, продали вместе с жильцами в частные руки. И теперь частник, ссылаясь на букву закона, выселяет на улицу семью с детьми и двумя инвалидами.

Семья Гуназовых рассказала журналисту YA62.ru о том, как они попали в ситуацию, из которой не видят выхода.


Дом Гуназовых на краю села Аксеново Рыбновского района выглядит большим, и визуально кажется, будто он раньше был на две семьи – и одна половина осталась разрушаться, а вторая до сих пор обитаемая. Однако на деле это здание никогда не предназначалось для жилья. Пока работал местный колхоз, постройку использовали под мастерскую, красный уголок и столовую. Когда помещение опустело, в него заселили Гуназовых – семейную пару с тремя детьми. Такие были времена, что люди и такой крыше над головой были рады.

Фото 1 Дом Гуназовых.JPG

– Я сам в Рыбновском районе родился, у меня здесь бабушка жила, а потом родители уехали на Колыму на заработки и меня с собой увезли, – рассказывает глава семейства Андрей Гуназов. – Там я вырос и пошел работать на единственное местное предприятие – прииск имени Максима Горького, где добывали золото.

Там рязанец и познакомился со своей будущей женой Ириной. Девушку из Донецка после учебы распределили на Колыму в качестве дизайнера одежды. А устроилась она там в итоге поваром. Познакомились, поженились, пошли детишки, и молодой семейной паре дали большую трехкомнатную квартиру. В общем, хорошо жили. Пока не наступил 1998 год.

– Прииск закрыли, – вспоминает рязанец. – Деваться было некуда, люди побежали с Колымы. Мы и сами там бросили всё свое имущество – квартиру, мебель. И переехали на мою малую родину. Здесь долго не могли найти место, где остановиться: работы в колхозах было много, а жилья не было никакого. В итоге предложили устроиться в СПК колхоз «Есенинский» и даже выдали жилье – маленький, давно списанный из-за ветхости домик. Я работал в колхозе, а жена моя пошла поваром в православный лагерь «Державный».

По словам Андрея Гуназова, сперва руководство колхоза отказывалось прописывать их в доме, так как по документам этого строения уже вообще не существовало. Но спустя год супруга Андрея Ирина заболела. Из-за того, что у нее не было прописки, ее отказывались принимать в рязанских больницах.

– Никто не понимал, что со мной, но класть на лечение отказывались – прописки нет, – вспоминает Ирина Гуназова. – Нас спасла соседка, местная бабушка, которая согласилась меня прописать у себя. Только после этого меня направили в Москву, где поставили диагноз – рассеянный склероз. Пока я была в больнице, муж уговорил председателя колхоза прописать нас в доме по-человечески. Здание снова поставили на баланс, сделали документы.

В 2004 году Ирина родила третьего ребенка, и после родов болезнь усилилась. Женщина получила инвалидность по состоянию здоровья и не могла продолжать работать. К тому же старшая дочь в семье тоже с инвалидностью.

– В тот же год наш маленький домик начал разваливаться от старости, и нас экстренно переселили сюда, – Ирина показывает на свой дом. – Это здание было нежилое, раньше в нем располагались технические помещения. Состояние его было такое: бетонные стены, покрытые орглистом. Мы сами обживали этот дом – проводили электропроводку, меняли канализационные трубы. Постепенно пристроили сараи, потому что, только имея скотину, можно было выжить.

Андрей Гуназов показал ордер на дом и документ из Кузьминского сельсовета, в котором прописаны все члены семьи. По словам рязанца, глава колхоза ему говорил: отработаешь 10 лет – и жилье перейдет в собственность. К сожалению, договоренность была устная и никаких подтверждающих документов не выдавалось. Но мужчина работал и верил в справедливость.

Фото 2 Ордер на жильё.JPG

В 2010 году колхоз «Есенинский» перестал существовать как государственное предприятие и был раскуплен по частям частниками – в том числе бывшим главой колхоза. Так как земля под домом Гуназовых и сам дом находились в собственности колхоза, то их вместе с людьми продали частнику. Этим частником оказалась Ольга Владимировна Яловенко, которая, согласно открытым источникам, является председателем сельхозпредприятия «Есенинский».

– Мы, как узнали, что происходит, стали просить продать нам этот участок вместе с домом, но нам не пошли навстречу, – рассказывает Ирина Гуназова. – Сперва нам просто говорили, что нас выселят. Но мы показали документы с пропиской, ордер, и от нас на какое-то время отстали.

Здесь еще важно отразить нюанс: когда колхоз «Есенинский» начал разваливаться и в нем практически не стало работы, глава предприятия, не увольняя Андрея Гуназова с должности, делегировал его на соседнюю горнолыжную базу. В течение семи лет Гуназов был в «отпуске за свой счет», при этом физически работая на другом объекте. За эту ниточку и зацепилось новое руководство колхоза.

– Ольга Яловенко пригласила меня к себе в контору и сказала, чтобы я увольнялся, раз не работаю в колхозе, а то ей из-за меня налоги платить приходится, – вспоминает Гуназов. – Я ей тогда ответил, мол, если я уволюсь, вы меня из дома выгоните. Но она пообещала, что такого не будет, потому что дом наш ей не нужен. И предложила подписать договор найма – будто мы снимаем дом у колхоза. Она сказала, что раз в год будем просто продлевать договор и никаких проблем. И мы согласились. Год прожили, а на второй год она отказалась продлевать договор. Сказала, что мы мешаем ей строить фермы, так как жилой дом стоит слишком близко к колхозной земле. Она разрешила нам пожить в доме до 31 декабря 2022 года. То есть сейчас мы здесь находимся как бы нелегально.

Как только Гуназовы поняли, что их могут выселить, они начали обращаться во все инстанции – от президента до уполномоченного по правам человека в Рязанской области. В итоге вся помощь закончилась на том, что людям посоветовали писать в прокуратуру.

– Глава Кузьминского поселения Александр Гудков искренне вошел в наше положение и сказал, что постарается помочь, – может быть, удастся решить вопрос так, чтобы район выкупил землю и дом у частника, а мы уже выкупим всё это имущество у района, –рассказывает Ирина Гуназова. – Потому что, сколько мы ни просили, наши просьбы продать дом Ольга Яловенко игнорирует или предлагает выкупить всю землю вместе с заброшенными фермами.

Фото 3 Фермы.JPG

– Она предлагала мне снова устроиться к ним в колхоз и отработать еще 10 лет, чтобы получить это жилье в собственность, – говорит Андрей Гуназов. – Но где гарантии? Я 23 года отработал и ничего не получил. Хватит.

На сегодняшний день в доме проживает 9 человек: Андрей и Ирина Гуназовы, трое их детей и четверо внуков. Напомним, что двое членов семьи – это люди с инвалидностью.

Глава администрации Рыбновского района Елена Минкова на обращение семьи Гуназовых ответила, что прекращение договора найма еще не значит выселение из дома. Более того, так как в семье есть два инвалида, семью не имеют права выселить из занимаемого помещения, не предоставив при этом другое место для проживания. В документе говорится, что выселение в данном случае противозаконно. А так как в Кузьминском поселении нет свободного муниципального жилья, то и выселять людей попросту некуда.

Однако такая позиция местной власти не помешала колхозу «Есенинский» подать на Гуназовых в суд и принудительно выселить их из дома. Официальное исковое заявление семья получила в пятницу, 27 января.

Согласно базе данных «Контур. Фокус», Ольга Владимировна Яловенко является супругой известного в Рязанской области агрария – Григория Яловенко. В 2021 году он получил почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации». Григорий Яловенко владеет крупным предприятием ООО «Агро-промышленный комплекс «Русь».

В числе соучредителей «Руси» значатся также Ольга Яловенко и, вероятно, их сын – Руслан Григорьевич Яловенко.

Несмотря на то что Ольга Яловенко еще в середине декабря 2022 года подписывала от своего имени документы об отказе в найме жилья семье Гуназовых, сейчас в качестве председателя СПК «Есенинский» значится некто Сушилина Надежда Михайловна, которая ранее работала главным бухгалтером в АПК «Русь». Исковое заявление о выселении семьи с двумя инвалидами из единственного жилья подписано тоже Сушилиной.

Почему успешный агрокомплекс так сильно хочет выселить семью из дома и почему этот вопрос нельзя было решить миром, выяснить не получилось, так как дозвониться до колхоза «Есенинский» ни по одному из опубликованных телефонов не удалось.

Редакция YA62.ru просит прокуратуру Рязанской области обратить внимание на сложившуюся ситуацию и провести проверку правомерности действий руководства СПК «Есенинский».

Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт