18 апреля 2017, 14:42 2453

Добудет свет? Когда администрация Рязани вернет в город нормальное освещение

Добудет свет?  Когда администрация Рязани вернет в город нормальное освещение

Тема некачественного освещения рязанских улиц будет жива и актуальна до тех пор, пока администрация города не исправит ситуацию. Халтура, преподнесенная рязанцам в 2014 году под видом инноваций в области энергосбережения, чуть ли не каждый месяц становится причиной смертельных ДТП. Генпрокуратура еще в 2015 году насчитала, что халатной работой Рязани нанесен ущерб в 10 млн рублей. Однако говорить об обвиняемом в данном деле следственные органы тактично не хотят.

Кто же виноват в рязанской темноте? Журналист портала YA62.ru пообщался с директором компании «Интеллектуальные системы» Владиславом Желтовым, чтобы узнать у одного из флагманов светодиодного освещения в Рязани, почему в нашем городе провалилась операция по внедрению светодиодных фонарей.


Диодные тонкости

Начнем с того, что идея привести освещение городов к энергосберегательным стандартам принадлежит федеральным властям. Еще в 2010 году в регионы спустилась разнарядка, не исполнить которую было нельзя. Рязань не была первым городом в этом эксперименте, зато выделилась она серьезно, но, к сожалению, в худшую сторону.

— В то время со светодиодным оборудованием было довольно сложно, никто не знал, чем его установка может обернуться на деле через год или пару лет, — вспоминает Владислав Желтов. — В свое время я был первым в Рязани, кто начал заниматься уличным светодиодным освещением. В 2008 году открыли свою фирму, а уже через пару лет участвовали в первой выставке со своей моделью светильника. За это время на собственных шишках моя компания выработала главное правило: закупать только качественные компоненты для осветительных приборов и только напрямую у производителей. Нашим единственным поставщиком светодиодов уже много лет является японская компания Nichiа, что говорит само за себя.

По словам директора «Интеллектуальных систем», раньше стоимость энергосберегающего оборудования диктовали именно светодиоды. Они составляли порядка 70% себестоимости изделия. Все остальное — корпус, блок питания, сборка и установка, были чем-то второстепенным. Прошли годы, светодиоды почти ничего не стоят, на первый план, наконец, вышли особенности конструкции и качество сборки светового оборудования.

— Каждая часть важна по-своему, — объясняет собеседник. — Например, если мы говорим об уличном освещении, то блок питания должен защищать оборудование от перегрузок. Если он некачественный, светильники будут целиком выходить из строя. Потому что скачки напряжения в сетях уличного освещения — это неизбежное явление, которое происходит регулярно.

Фонари.jpg


Оптический обман

Однако в том, что в Рязани даже на некоторых центральных улицах темно так, что на расстоянии вытянутой руки ничего не разглядишь, виноваты отнюдь не дышащие на ладан блоки питания фонарей. Виновата оптика.

— Предположим, нам нужно провести свет в гараж или к подъезду, — рассказывает Владислав Желтов. — В принципе, можно обойтись и без оптики. Светильник будет направлен в нужное место и создаст светлое пятно, которого будет достаточно для данной локации. Все иначе, когда дело касается дорожного полотна. В этом случае крайне важно, чтобы оно освещалось равномерно и непрерывно.

По словам директора «Интеллектуальных систем», в Рязани более 80% установленных в 2014 году светильников не имеют специальной оптики. А так как расстояние между опорами освещения, то есть, столбами, примерно 33 метра, то ночью невооруженным глазом на улицах города можно увидеть такую картину.

Город 1.jpg

— Мы видим, что свет от фонаря до освещаемой поверхности доходит, но «круглым пятном», и город выглядит как новогодняя гирлянда: то светло, то темно, — объясняет собеседник. — Скажем откровенно, световое оборудование, установленное в Рязани, вообще не предназначено для освещения дорожного полотна. Оно не только не помогает водителям обезопасить себя от ДТП, но и провоцирует серьезные аварии. Для водителя лучше, когда равномерно темно, чем когда фонари горят отдельными вспышками. В темноте концентрируешься и рассчитываешь только на свои фары. Когда же тьма и свет постоянно чередуются, есть опасность, что взгляд «замылится», и водитель не увидит пешехода, внезапно появившегося на пути.


Все ли вышли из сумрака?

Несмотря на то что на виновника сего торжества мрака до сих пор никто не показал пальцем, есть ряд юридических моментов, которые помогают разобраться в ситуации с обывательской точки зрения. Дороги не могут быть ничьими, как и освещение на них. За качество света на рязанских трассах отвечает «Дирекция благоустройства города». Именно это предприятие и выступило в 2014 году заказчиком новых светодиодных энергосберегающих фонарей. Оно же является и ответственным за то, безопасно или небезопасно перемещаться по дорогам в условиях такого освещения. На сегодняшний день безопасность и водителей, и пешеходов выглядит весьма сомнительно. Хотя некоторые представители администрации города все еще пытаются сгладить свой ослепительный провал, заявляя, что освещению в городе мешают разросшиеся кроны деревьев.

— Город — это не новогодняя елка, здесь не работают законы «красивого или не красивого» освещения, — заявляет директор «Интеллектуальных систем» — Здесь все регулируют нормативы СНИП и ГОСТ. Когда начались разговоры о том, что в Рязани необходимо поставить светодиодное освещение, я пытался предупредить наших чиновников: спешка в данном вопросе может плохо закончиться. Удалось спасти от провала Первомайский проспект: на его освещение заказали лучшее на момент 2010 года оборудование. Что же касается остального города, то в 2014 году лоббирование чужих интересов оказалось превыше безопасности рязанцев.

улица Свободы.jpg


Кто фонарь поставит

Вопрос о том, кто будет ставить фонари по всей Рязани, даже не стоял. Подрядчиком выступила «дочка» «Газпромбанка» — ООО «ГПБ Энергоэффект». В разработке у этой организации была не только Рязань, но, к сожалению, наш город оказался самым крупным объектом и лакомым куском. Производителем и поставщиком оборудования стало местное предприятие ООО «Новый свет».

— По сути, к производителю светильников не может быть никаких претензий, — объясняет Владислав Желтов. — Он производит то, что может, и такого качества, какого может. А уже исполнитель энергосервисного контракта волен выбирать: использовать в своих целях продукцию с характеристиками, которые не подходят для городского освещения, или нет.

Выражаясь простым языком, ответственным за халтурное освещение города должен нести исполнитель контракта — «ГПБ Энергоэффект». Выбрав оборудование подешевле, подрядчик сэкономил на безопасности и жизнях людей.

На 26 улицах города были установлены новые светильники. При этом в ряде случаев со столбов были убраны старые светильники, которые хорошо освещали территорию.

В дальнейшем, при измерении яркостных характеристик наружного освещения улиц были выявлены несоответствия новых светильников параметрам, определяемым ГОСТом. Все установленные светильники не соответствовали характеристикам, заявленным в техническом паспорте на эти изделия. По результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере».



В конце тоннеля

— Сразу после установки нового освещения в 2014 году, когда всем стало ясно, что неплохая, казалось бы, идея с треском провалилась, ко мне обращались областные чиновники и предлагали пилотный проект для тестирования моего оборудования, — рассказывает Владислав Желтов. — Экспериментальным городом должно было стать Сасово. Но идея так и осталась на бумаге. В прошлом году состоялся разговор с мэром города Олегом Булековым. Разговор был примерно такой: «Сделаю Ряжское шоссе, тогда можно будет и об освещении города поговорить. Свою часть обязательств я выполнил».

Город 2.jpg

По мнению директора «Интеллектуальных систем», его компания действительно имеет в себе силы и ресурсы для того, чтобы привести освещение в Рязани в порядок, причем без дополнительных бюджетных затрат. Живым примером работы организации служат фонари на площади Ленина. Единственное, чем не может пока похвастаться компания — это большими объемами производств. Но и этот вопрос легко решается, если дело касается возвращения света в Рязань.

— Мы сейчас ведем переговоры о размещении производства необходимого оборудования с крупнейшими предприятиями города, — отметил собеседник. — Это государственные предприятия, которые дадут гарантии и будут отвечать за качество выпущенной продукции, а не пропадут из вида, как мелкие однодневные ООО. Дело осталось за малым: чтобы рязанские чиновники приняли волевое решение и заставили «ГПБ Энергоэффект» переделать то, что те наворотили.

Фото 2 Площадь Ленина.jpg

К слову, сделать это не так сложно. Достаточно заказать в Москве услуги светотехнической лаборатории, которая официально замерит уровень освещенности улиц и зафиксирует отклонения от необходимых параметров. Заключение будет передано заказчику — «Дирекции благоустройства города», которая, в свою очередь, обяжет исполнителя привести свою халтуру в надлежащий вид.

Загадкой остается только то, где найти этого самого «волевого чиновника». То ли запредельный авторитет, то ли «безупречный имидж» исполнителя, который не желает брать на себя ответственность за вопиющую ошибку в освещении города-полумиллионника, пугает рязанских «слуг народа». А пока администрация города совершает потуги «проявить характер», на дорогах Рязани гибнут люди. Вот и все.

Ориентировался во тьме Михаил Агиров

Возврат к списку

Архив новостей