19 августа 2014, 15:24 2643

Bosch: неслыханная история успеха

Bosch: неслыханная история успеха

Роберт Бош, предсказатель и основатель империи электротехники, является полной противоположностью беспощадным капиталистам, неолиберальным эксплуататорам и жаждущим прибыли предпринимателям. Именно поэтому его деятельность и работы сейчас очень актуальны. 

YA62.ru публикует перевод статьи Мартина Кунца об одном из величайших бизнесменов XX века.


Тот, кто покупает стеклоочиститель, сверлильный станок, холодильник или свечу зажигания с логотипом Bosch, даже и не подозревает о том, какая неординарная личность скрывается за этим именем. Бош считается одним из самых творческих и смелых предпринимателей, который уже сто лет назад был глобальным игроком на автомобильном рынке. Изобретатель в области электротехники, он был известен также как филантроп, социальный реформатор, фермер и щедрый меценат.

Свою карьеру Бош начал с самых низов. Роберт Бош, одиннадцатый ребенок в семье, родился в 1861 году в крестьянской семье в городке Альбек недалеко от Ульма. В семейной иерархии он был последним. А это, собственно, не является хорошей предпосылкой для того, чтобы развивать чувство собственного достоинства. «Только с рождением своей сестры Марии, которая моложе его на 4 года, положение маленького Роберта улучшилось» — пишет историк Ганс-Эрхард Лессинг. Теперь маленький Роберт тоже мог отдавать приказы. Так Мария стала первой ученицей Боша.


Увлеченный практик

Сначала Роберт Бош обучался в Ульмской школе, а затем поступил на механика по точным работам. Бошу были интересны скорее новейшие изобретения, чем теоретическое образование. На Мюнхенской «электрической выставке» в 1882 году он окунулся в удивительный мир электрического тока. Кульминационным моментом выставки стала передача электроэнергии из Мисбаха в Мюнхен, осуществленная Оскаром Миллером и Марселем Депре. Паровая машина в Мисбахе вращала генератор постоянного тока, мощностью 1,5 л. с., который развивал до 2000 В электродвижущей силы. Энергия была передана по телеграфной линии длиной 57 км на территорию выставки в Мюнхене, где было установлено бетонное ложе искусственного водопада высотой 2,5 м. Прошло несколько минут, и по бетону вниз полились первые струи воды.

В последующие годы юный механик Бош путешествовал и работал в различных электротехнических конторах. С невероятной целеустремленностью он выбирал для себя самые прогрессивные предприятия. Особенно его поразил Фридрих Шукерт, чья фирма славилась дуговыми лампами и генераторами постоянного тока, который, однако, за счет эффективной организации своего предприятия и социальной ответственности предъявлял также высокие требования к сотрудникам. Он ввел 10-часовой рабочий день, основал заводские больничные кассы и к Рождеству давал премии.

В то же время Бош был воодушевлен эзотерическим учением, так называемым Woll-Regime. Согласно ему вся одежда и постельное белье должны состоять исключительно из шерсти. Сторонники этого учения сформировали целую жизненную философию, которая тогда носила авангардистские черты. Роберт Бош был одним из его сторонников, он носил шерстяную одежду, которая, по его мнению, была залогом крепкого здоровья.

«Для меня всегда была невыносимой мысль, что кто-то при проверке одного из моих изделий сможет доказать, что я делаю низкокачественную продукцию».

Одетый в шерстяную одежду и наполненный идеями об инновациях в электротехнике весной 1884 года Бош отправился в большое путешествие в Америку, которое он профинансировал частью своего наследства. В Нью-Йорке он собирался устроиться на работу в ведущие фирмы, занимающиеся электротехникой. Для 23-летнего подмастерья в XIX веке это было весьма смелым намерением и частью убедительных карьерных планов.

Рекомендательное письмо открыло перед ним двери в фирму Томаса Алвы Эдисона Edison Machine Works. Там он познакомился с новейшими изобретениями в электротехнике. Работа помогла ему также завязать новые знакомства. Со своим богатым опытом в 1886 году он вернулся на родину и открыл собственную мастерскую, занимающуюся точной механикой, намереваясь производить электротехнические приборы. Но это было только началом одной из самых сенсационных историй немецких компаний.


Стремительный взлет

Уже год спустя, в 1887 году, Бош получил заказ на изготовление системы зажигания от магнето низкого напряжения для стационарного двигателя. Работавший на него мастер Арнольд Церингер в 1897 году усовершенствовал эту систему для применения ее в автомобилях. Раньше были только аккумуляторные зажигания с очень малой дальностью действия, и воспламенение происходило от калильной трубки, что создавало значительную опасность пожара. «Мои автомобили загорались бесчисленное количество раз», — жаловался уже в 1899 году автомобилист Эмиль Еллинек. В 1901 году инженер-разработчик Боша Готлоб Хонольд продолжил совершенствовать систему и изобрел магнето высокого напряжения со свечей зажигания. Тяжелые магнето уже давно не ставят в автомобили с бензиновым двигателем, но используют свечи зажигания.

Принцип работы таких сетей магазинов как Aldi, H&M или Ikea Бош описал еще 79 лет назад.

Эти недостатки Бош смог нейтрализовать с помощью своего магнето с вращающимся золотниковым газораспределительным механизмом и стал, тем самым, поставщиком для возникающей автомобильной промышленности и мотовелопромышленности. Вскоре он разработал современные магнето высокого напряжения. Автомобиль Renault с этим прибором для зажигания выиграл первый Гран-при в 1906 году. С наступлением нового столетия электротехническая фабрика Роберта Боша стремительно выросла. В течение 5 лет число сотрудников компании увеличилось в 10 раз.


Против эксплуатации

Благодаря богатству Боша процветали также и его сотрудники: он ввел восьмичасовой рабочий день, он создал лучшие условия работы (свежий воздух, хорошее освещение). В 1910 году Бош проявил себя и как крупный меценат: он подарил миллион марок Королевской высшей технической школе в Штутгарте «для обслуживания и развития физических основ разрабатываемой техники». Позже он подарит еще несколько миллионов – на строительство канала Рейн-Неккар, детские дома, проект гомеопатической клиники и свое сельскохозяйственное имение в Баварии.

В 1912 году 4500 сотрудников изготовили уже миллионную систему зажигания от магнето. Даже Первую мировую войну и мировой экономический кризис предприятие пережило практически без потерь. Для успеха предприятия было много причин: безусловное уважение своих сотрудников и крайне высокие требования к качеству продукции, которые основатель фирмы сформулировал еще в 1919 году в уставе предприятия Bosch-Zünder: «Для меня всегда была невыносимой мысль, что кто-то при проверке одного из моих изделий сможет доказать, что я делаю низкокачественную продукцию. Поэтому я всегда пытался работать так, чтобы мои изделия выдержали любую проверку, то есть, чтобы они были лучшими».

В 1928 году Бош заботился о 20 000 сотрудников, благополучии всей республики и о таком хрупком мире во всем мире. В свое свободное время убежденный позитивист Бош разработал план по спасению мирового благосостояния и изложил его на 20 страницах в марте 1932 года.

Эта работа актуальна и в современных условиях банковского и финансового кризиса, так как Бош анализирует в ней тогдашние «причины мирового кризиса» и рассматривает удивительные предложения решения этих проблем.


Работать 6, а не 8 часов в день

Основные постулаты его труда: 

  • Меньше работать: предоставление работы для всех работоспособных всех профессий вскоре станет невозможным. Вероятно, придется ввести 6-часовой рабочий день, вместо привычного 8-часового.

  • Снижение цен на товары. Снизившиеся из-за уменьшения рабочего дня зарплаты Бош хотел компенсировать меньшей платой за медицинское страхование, отменой страхования по безработице и снижением цен на товары.


Бош предсказал возникновение дискаунтеров Aldi и Lidl

Принцип работы таких сетей магазинов как Aldi, H&M или Ikea Бош описал еще 79 лет назад. Снижение расходов на производство и сбыт товаров станет возможным благодаря «лучшей организации». Эти крупные торговые организации, которые могут производить и продавать продуты питания и товары широкого потребления дешевле, он называл «картелями». Эти картели были бы еще более экономными, если бы они снизили расходы на рекламу. «Очень часто она не нужна, и такая реклама зачастую является обманом потребителя» — утверждал предприниматель, хотя сам он постоянно рекламировал свою продукцию.

Роберт Бош

В 1932 году Бош пытался найти газету или издательство, чтобы опубликовать свою работу о спасении мира, но безрезультатно. Таким образом, работу напечатали как брошюру в собственном издательстве Боша.


Настоящий изобретатель биосупермаркетов

Используя сельскохозяйственные образцовые имения и магазины в Мюнхене, Роберт Бош сам пытался создать продовольственный картель в баварском Моосойрахе. Так называемые Boschhöfe, известные своими «общепризнанными первосортными продуктами», такими как молоко, мед, сыр и яйца, являются предшественниками современных биосупермаркетов.

В пожилом возрасте Роберта Боша часто тянуло в Моосойрах. Там он любил ходить на охоту или просто отдыхать. В 1937 году Бош составил свое завещание, в котором распорядился, чтобы все дивиденды предприятия пошли на общественно-полезные нужды.

К национал-социалистам либерал-социалист Бош относился критически. Ему лишь следовало опасаться того, что его нонконформистские взгляды могут привести к изъятию собственности. Но этого Бош смог избежать. На 82-м году жизни он заболел отитом, который сначала лечили гомеопатическими средствами. 12 марта 1942 года он умер от осложнений этой инфекции. Его компания, согласно завещанию, была переведена в «Фонд имени Роберта Боша», который должен был управлять предприятием.

Сегодня компания Bosch имеет годовой оборот в 50 миллиардов евро, в ней работают по всему миру около 300 000 сотрудников. Bosch считается одним из самых инновационных предприятий в Германии и ведущим предприятием-поставщиком автомобильной промежуточной продукции.

Перевод YA62.ru

Возврат к списку

Архив новостей