5 баллов
22 апреля 2015 10:26
5920

Укротительница маршрутки. Один день с Ларисой Есениной

Укротительница маршрутки. Один день с Ларисой Есениной

Сколько раз за день каждый житель Рязани ездит в маршрутке? Сколько раз передает за проезд? Казалось бы, обычная процедура, но рука невольно замирает на миг, когда из зеркальца заднего вида на пассажира смотрят веселые женские глаза. Дама за рулем — давно не редкость, но вот увидеть леди на месте шофера маршрутки — до сих пор экзотика. Лариса Есенина — именно так зовут водителя маршрута №65 — с неподдельным интересом откликнулась на идею Делового портала YA62.ru провести с ней целый день и своими глазами увидеть, как по-настоящему выглядит женщина за рулем.


10:00

Утро Ларисы начинается в 6:00. Это для YA62.ru она сделала исключение и сдвинула график на целых четыре часа. Ну не мучить же журналистов в такую рань? А так, и сама выспалась, и с детьми увиделась. Утренний совместный завтрак для Есениных редкость. Однако сыновья Ларисы — Максим и Сергей — достаточно самостоятельные ребята.

— Я вообще считаю, что где-то с семи лет детям нужно давать своего рода независимость, — рассказывает хозяйка дома за завтраком. — А если это мальчишки — ответственность перекладывать на папу. Именно он должен оказывать наибольшее влияние на их воспитание.

К слову, с воспитанием детей, как и с атмосферой в семье, у Есениных все в порядке. Мальчишки занимаются спортом, хорошо учатся, а папа — Александр — творит, постепенно приобщая сыновей к своему ремеслу.

— Мой супруг занимается резьбой по дереву, - гордо заявляет Лариса. - Многие наши знакомые возмущаются по этому поводу, мол, как же так, жена у тебя на маршрутке пашет, а ты с деревяшками возишься. Я обычно говорю людям, что они просто не понимают, какое это счастье и чудо — то, чем он занимается. Да и что меня теперь, к батарее привязывать, чтобы я дома сидела? А творчеству нужна поддержка. Я иногда сама приду к нему в мастерскую, поглажу какое-нибудь узорчатое дерево, потрогаю руками иконостас — и на душе сразу спокойнее становится. 

Редкий завтрак с сыновьями


10:30

В зале у Ларисы стоит беговая дорожка. Этот тренажер каждое утро заставляет свою хозяйку пробегать по шесть километров перед началом рабочего дня. С одной стороны — отлично бодрит, с другой — помогает сохранить форму.

— Вы себе не представляете, как я поправилась, когда стала водить маршрутку, — улыбается Лариса. — Это я сейчас ничего, вы меня полгода назад не видели. Работа-то сидячая. Пришлось записаться в спортзал и приобрести домой дорожку. Вечерами на нее сил, конечно же, не остается, а вот с утра вполне можно пробежаться.

Наконец, последние приготовления перед выходом: прическа, розовая куртка, помада. Женщина должна оставаться женщиной, даже если она занимается суровой мужской работой. 

Утро начинается с беговой дорожки


11:00

Если вы увидите Ларису Есенину в обычной жизни, то никогда не подумаете, что вот уже два года эта маленькая хрупкая блондинка водит маршрутку от психбольницы до Агропрома. Пока идем до автопарка, где стоит ее машина, выспрашиваю, как же так получилось, что она оказалась за рулем?

— В 90-е годы, когда в троллейбусный парк только начали набирать кондукторов, потому что сняли систему с пробиваемыми билетами, я устроилась на пятый маршрут. Поработала немного и поняла, что очень хочется не по салону ходить, а водить. И было нас таких две пигалицы. Естественно, никто не хотел сажать нас за руль, работы тогда не было и водителями брали в основном мужчин. Но в итоге мы своего добились, отучились и стали водить. Потом я детей родила, долго за руль не садилась. А из декретов вышла и надо было работу искать. Устроилась диспетчером в нашу маршрутную организацию и через какое-то время подумала: почему бы не сесть снова за руль.

Когда приходим в автопарк, Лариса первым делом идет к машине. «Вот она, ласточка моя!», — гордо показывает и заводит мотор, разогревает перед долгим рабочим днем. Теперь можно и дела бумажные делать: получить путевку, пройти обязательный утренний медосмотр и техосмотр.

— Галина Григорьевна, доставай приборы, будем мерить давление! — кажется, нет такой ситуации, в которой бы Лариса не улыбалась. Да и на базе ее все зовут не иначе как «хохотушка». Есенина из тех людей, которые преображают мир вокруг себя.

— Это чего это? Ты звезда что ли у нас теперь? Ох, вы посмотрите на нее! Губы накрасила. Садись, дуть в алкотестер будешь!

У Галины Григорьевны Моисеевой, врача автобазы, с чувством юмора тоже все в порядке. Когда еще подвернется такая возможность «потроллить» единственную даму за рулем. 

Обязательный медосмотр


11:30

Когда Лариса прошла проверку, получила путевку, наступает время проверять механику «ласточку». Безопасность на дорогах превыше всего. Все фары исправны, колеса накачаны, огнетушитель на месте, машина чистая, все необходимые таблички на месте. Вот теперь можно отправляться в дорогу.

— От базы до конечной всегда едем без остановок. На стоянке займем свою очередь и будем пить кофе, ожидая старта. Машины выходят с конечной раз в пять минут.

Естественно, возникает вопрос: часто ли приходится иметь дело с пациентами госучреждения неподалеку?

— Постоянно их привозят на скорой, — кивает Лариса. — Их там лечат, дают какие-то препараты. Но мы к этому давно привыкли и относимся с пониманием. А вообще странных личностей за день езды в маршрутке и без психов хватает.

На конечной очередь. Машины ждут своего выезда, а потому можно и пообщаться с коллегами.

— А вот и мой крестный маршрутный папа, — улыбается Лариса, заставляя одного водителя выйти из кабины. — Когда я получила категорию D, никто меня не захотел брать на маршрут. Сиди, говорят, женщина, и бумажки перебирай, а это дело мужское. А вот он не испугался и поверил в меня.

— Посадил ее за руль, сам сел рядом, пристегнулся, за ремень держусь... — вспоминает Денис Панферов. — Страшно было, жуть! Она же так водила раньше... — многозначительно не продолжает фразу. — Но потом успокоился, понял, что не прогадал. И вот, уже два года с нами в нашей банде. 

Лариса и братья-близнецы Панферовы


12:00 Конечная. Психдиспансер

Оказывается, в банде не только Лариса, но и ее супруг. В промежутке между заказами он тоже подрабатывает на маршруте №65, вместе с ней. То, как они ездят, стоит отдельного повествования.

— Он работает на маршруте не так давно, поэтому я пропускаю его вперед, а сама выезжаю через пять минут после. Он же новичок, нужно ему помогать освоиться.

Подходит наша очередь выдвигаться. Конечно, нельзя отвлекать водителя во время движения, но приходится. Вопросов-то много. Насколько сложно вести машину, принимать плату за проезд и следить за ситуацией на дороге? Да и не сложно ли теперь отсчитывать сдачу, после подорожания проезда до 16 рублей?

— Все знают, что маршрутки — это тот же общественный транспорт, что и автобусы. И потому мы должны уважать своих пассажиров и прислушиваться к их мнению.

Что же касается 16 рублей, то, конечно же, появились свои сложности: много мелочи, долго отсчитывается сдача. Но для этих целей у Ларисы над зеркальцем висит шпаргалка, в которой написано сколько нужно сдавать с той или иной суммы денег. Конечно, многим может показаться, что не такое уж это и сложное арифметическое уравнение, но когда ты сидишь за рулем, это очень отвлекает от дороги, а действовать нужно быстро. 

Передаем за проезд


13:00

— Переднюю дверь открываем по возможности, к примеру, когда наступает час пик и людей много на остановках, — рассказывает Лариса. — Кроме того, стоит помнить, что здесь кабина и лежат деньги, документы, личные вещи. Пассажиры разные попадаются. Были случаи, когда просто сгребали деньги и выскакивали на остановке. Я что, побегу за ним? Нет, конечно.

Дверь открывается, в салон входит мужчина. Естественно, передает деньги, не забывая восхититься наличием женщины на водительском месте.

— Дама за рулем! Значит, мне сегодня повезет! — улыбнулся пассажир.

— И такое я слышу несколько раз в день. Приятно, — признается Лариса. — Но иногда бывает и другая реакция. Передают деньги и замирают: бежать иль не бежать? Кто помоложе бывает, выскакивают из маршрутки. Боятся, видимо. И зря, вожу я аккуратно. 

Пестрая публика салона маршрутки


13:20 Конечная. Агропром

Чтобы доехать от конечной до конечной, требуется порядка часа времени. Иногда чуть больше, если поток автомобилей плотный. На стоянке уже ждет супруг. Сейчас у них есть законный перерыв на кофе, пока подойдет очередь.

— Когда я только пришла работать на маршрут, мне не хватало навыков езды, — философски заметила Лариса. — Что такое профессионализм водителя? Это терпение на дороге, выдержка, умение держать под контролем дорожную ситуацию и пассажиропоток. Этому приходится учиться.

Но каким бы он ни был профессионалом, в жизни каждого водителя бывают ситуации, когда нарушаются правила дорожного движения.

— Если меня останавливают сотрудники ГАИ, никогда не делаю глазки в пол, притворяясь блондинкой. Считаю так: раз нарушила — отвечай. Хотя иногда замечаю, сотрудники ГИБДД, которые меня останавливают, чувствуют себя неловко. Видимо, тоже нечасто встречают на месте водителя маршрутки женщину. 

Время пообщаться с супругом

Пока водители отдыхают на конечной, есть время потравить байки и поговорить за жизнь. Юмор у них, как водится, специфический. Зато, по словам Ларисы, в мужском коллективе работать гораздо приятнее, чем в женском. Если нужно чем-то помочь — всегда помогут. Да и шутки у них не такие едкие. Да и вообще, считается, что команда маршрута № 65 самая дружная. Состав водителей меняется редко.

— Некоторые уходят, но потом снова возвращаются. Когда по духу своему ты — водитель, нигде больше и работать-то не хочется. Сюда затягивает, — говорит Лариса. 

Конечная

14:40, 16:00, 17:20, 19:00 и так далее, вплоть до позднего вечера...

У маршруток нет такого расписания, как у троллейбусов, что восемь часов, табличку на стекло и в депо. Водителю самому приходится контролировать ситуацию.

— Если работаем в две смены, то заканчиваем в 23:00, но иногда бывает, что народ идет и идет. Ну не мимо же пролетать? А порой бывает: уже после десяти без людей едешь.

Лариса говорит, что любит наблюдать за людьми. Особенно, когда они как-то необычно одеты или ведут себя не как все.

— Мне нравятся люди, которые умеют выделиться из серой толпы, показать свою индивидуальность. И это вызывает восхищение. А еще я люблю ездить по ночному городу. Ставишь на нейтралку и тихонечко так по улицам колесишь. Ни пробок, ни пассажиров. Особенно приятно, когда к праздникам украшают лампочками и огнями. Люблю наш город. Он красивый. 

Рязань


22:00

Домой Лариса возвращается поздно. Когда нет сил уже ни на что, кроме книги или телевизора.

— Иногда мне хочется побыть в тишине, когда вокруг нет людей. Но это все равно бывает крайне редко, — улыбается водитель маршрутки со стажем. Блондинка с яркими губами и выразительными глазами. Мама двоих спортсменов. Красавица и прекрасный человек. 

Больше фото ЗДЕСЬ

Вечер в тишине

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт