02 сентября 2015, 13:20 5899

Затерянный храм Перевлеса

Затерянный храм Перевлеса

«Когда б вы знали, из какого сора...» — писала Анна Ахматова о процессе рождения стихов. Но что стихи — из какого захолустья прослеживаются традиции архитектуры, увековеченные даже в столицах! Перевлес близ Спасска — яркий пример.


Заметить колокольню

По самым приблизительным подсчетам, с 1930 года по настоящее время в полное разрушение пришло до 90% сельских церквей в России. Богородицерождественскому собору в Перевлесе Старожиловского района в этом отношении повезло: он цел, только обвалилась штукатурка со стен да кровля на трапезной. Недавно, правда, начались восстановительные работы, но потом их свернули.

Когда-нибудь собор предстанет во всей красе, довлеющей над равнинным окружающим пейзажем, над Проней, текущей рядом: 55-метровую колокольню заметно издали! Она, конечно, пониже тех, что в Пощупове (80 м) или в Гусе-Железном (70 м), но все равно остается вопрос: зачем понадобилось возводить такую в русской глуши? Ведь второй круглой пятиярусной колокольни в России больше нет (и в Пощупове, и в Гусе, и в Рязанском кремле — по четыре яруса)!

DSC_0117.jpg

Ответ должен знать, дело понятное, тот, кто строил — и вот опять начинаются загадки. Считать ли автором здания местного помещика, финансировавшего строительство, — Ивана Барыкова — или архитектора, имя которого специалисты затрудняются назвать точно? Может быть, это швейцарец Доменико Жилярди, отстраивавший Москву на пожарище 1812 года. Может быть, Василий Петрович Стасов, выстроивший совсем неподалеку, в Истье, другое чудо — церковь Рождества Христова. Он учился в Риме и не скрывал, что на него сильно повлияли итальянские мастера. А может, и вовсе Карл Барталомео-Росси — коренной итальянец, автор многих зданий в Петербурге, работ которого в храмовом жанре практически не осталось.

DSC_0283.jpg

Ясно одно: среди рязанских полей стоит шедевр классицизма, с фресками внутри и дорическими колоннами снаружи. Каждые выходные полюбоваться им приезжают московские автолюбители. Тащиться не лень: «под боком» первопрестольной ничего даже похожего нет.


Замысел создателя

Соседняя от Перевлеса деревня Истье принадлежала помещикам Хлебниковым, у которых там же, в Истье, был чугунолитейный завод. То ли чугун такое дело, в котором сказка переплетается с жизнью, то ли просто совпадение, но, как владения Баташевых в Гусе соединялись подземным ходом с Касимовым, так и Истье, говорят, соединяется с подвалами перевлесской колокольни. Лет тридцать назад деревенская детвора могла даже указать ту самую дырку в полу, через которую можно было проникнуть в подземный ход.

Теперь детвора выросла, ходы от греха засыпали. Но интересно, что архитектор Василий Стасов трудился как раз у Хлебниковых, и, если перевлесский храм тоже его рук дело, то постройка подземного хода представляется очень логичной, учитывая склонность всех промышленников-чугунолитейщиков прятать ценности в землю.

DSC_0183.jpg

А уж если предположить, что владелец Перевлеса статский советник Барыков был, по «моде» своего времени, масоном, станут понятны и архитектурные изыски храма, и его габариты. Ведь вольные каменщики пытались воссоздать на земле легендарный Иерусалимский храм, разрушенный в 70 году н.э., а потому никогда не скупались на строительство. У Барыкова, владельца пяти тысяч душ мужеского пола и винного откупщика, средств хватало, и собор, возведенный в Перевлесе в 1839 году (строился 15 лет!), затмевал недостроенный тогда Троицкий в Гусе-Железном (завершен только в 1868-м), красноречиво говоря о статусе помещика.


Откуда село?

Само загадочное название Перевлес подталкивает к разного рода этимологическим играм. В самом деле, что за слово? Может, татарское? Или имеет отношение к какому-то «лесу»? Сейчас-то леса вокруг — три березки, но в 1628 году, когда село впервые упоминается в писцовой книге, причем таким образом: «архиерейская пустошь, что было сельцом Перевлес», лесов на пронских берегах еще стояло предостаточно! А Перевлес, стало быть, еще до 1628 года превратился почему-то в «пустошь».

DSC_0185.jpg

Меж тем, селище, расположенное тут же, археологи датируют XI-XIII веком. Считают, что здесь располагалось одно из первых поселений славян в Поочье, возможно, даже указанное в летописном «Списке городов русских»: там упоминается аж 25 городов, которых после XIII века никто не видел! Может быть, Перевлес — это древний Крылатеск или Бобруеск, или Дубечин, уж очень на характерном месте стоит село: рядом река, по которой вереницей на расстоянии 20-25 км друг от друга стояли рязанские города.

И если один из этих городов запустел, а потом возродился уже лишь как «сельцо», не является ли название этого сельца видоизмененным «перевоз»? Ведь после того, как «архиерейскую пустошь» вновь заселили люди, Перевлес стал мощным транспортным узлом.

В XIX веке он был крайней точкой на Проне, до которой могли подниматься суда, шедшие из Оки. Из южных губерний сюда привозили хлеб, здесь перегружали его на баржи и везли далее в Рязань, Коломну и Москву. Местное население кормилось в основном за счет... сдачи амбаров в аренду под зерно! Поэтому жили не по-крестьянски хорошо: так, в 1857 году ценность грузов, отправлявшихся с Перевлесской пристани, составила 1 490 014 рублей серебром.

DSC_0070.jpg

Для русской дореволюционной деревни оборот в полтора миллиона — это масштаб Лас-Вегаса. Сегодня при таких деньгах здесь создали бы, наверное, оффшорную зону... А в реальности в Перевлесе остается зимовать десять человек. Их скромные домишки теснятся вокруг собора.

Так что остается надеяться, что былое величие Перевлеса и его храма когда-нибудь возродится.  

Больше фото ЗДЕСЬ

Дмитрий Бантле

Возврат к списку

Архив новостей