Затерянная Рязань. Призраки железной дороги
Это местечко возникло из ниоткуда. Когда-то давно здесь были только лес и озеро, но люди великой страны отстроили почти город, слава о котором гремела по всему миру. Находясь в границах Рязанской земли, местные жители знать не знали, в какой стороне Рязань. Они смотрели всегда и смотрят сейчас только на Москву. Говорят, здесь ели икру ложками, а мандарины — корзинами. В небо били фонтаны, а люди сами создавали свою «Америку». Сегодня здесь бродят призраки и светлые воспоминания о прошлом.
Команда YA62.ru дождалась самого темного дня в году и посетила железнодорожный поселок Павелец.
...С каждым часом туман становился все гуще, а солнечный свет — тусклее. Железнодорожная станция утопала в белом молоке сумерек, и памятник великому вождю при входе на вокзал сделался похожим на призрака. Местечко с богатой и славной историей словно стеснялось своего настоящего облика и, как могло, пряталось за морось.
— Когда-то эти земли принадлежали императору Павлу I, — встречает нас местная жительница Лидия Перфилова. — В честь него и село назвали, только ласково — Павелец. А потом уже, когда станцию здесь строили, назвали ее по имени соседнего села.
Местные ставят ударение на «а» и признаются, что иное произношение режет слух.
— В конце XIX века в Российской империи встал вопрос о строительстве железнодорожной линии, которая соединила бы Москву со Средним и Нижним Поволжьем, — продолжает свой рассказ женщина. — В 1897 году было получено разрешение Николая II, и ветку Павелец — Москва протянули в кратчайшие сроки — на 8,5 месяца быстрее заявленной даты. Она была сдана 15 сентября 1899 года, а 19 января 1900 года по участку прошел первый поезд.
Самыми первыми зданиями, построенными в Павелеце, были приемный покой, вокзал и два жилых дома для сотрудников дороги. Поднимать железнодорожную целину согнали людей со всех окрестных деревень. Работали они за копейки, жили в палатках, шалашах, землянках. Трудились день и ночь. Наживаясь на эксплуатации рабочих, местные «бизнесмены» богатели и строили себе дома, за счет чего поселок начал постепенно разрастаться.
— В 1902 году построили паровозное депо, — рассказывает Лидия Перфилова. — Оно состояло из трех открытых стойл, которые не освещались. Работать приходилось с факелами, в дыму, на сквозняках, в грязи. Рабочих от этого все время знобило, и у них болела голова. Паровозы, приходившие на станцию, должны были «отдыхать» и меняться. Пока они находились в стойлах, их заправляли водой, углем и песком. Песок нужен был для того, чтобы состав мог затормозить: от бункера к колесам был протянут шланг, и в нужный момент песок начинал сыпаться на рельсы прямо под колесо, сокращая тормозной путь.
Вскоре было возведено двухэтажное здание вокзала, в котором располагались телеграф, жандармерия и квартира начальника станции. В Павелец стекался народ со всех соседних деревень — людям нужна была работа, а здесь ее было предостаточно.
— Наш поселок как Америка, — смеется Лидия Перфилова. — Колумб открыл, и люди потянулись. Так и у нас: появилась станция — приехали люди. Свержению царского режима в 1917 году в Павелеце обрадовались — в паровозном депо резко улучшились условия труда. Была установлена обязательная медицинская помощь, рабочий день сократился до восьми часов. Поселок разрастался на глазах, появлялись новые улицы, строились дома. В честь нашей безграничной дружбы с Китаем две улицы даже назвали Шанхайская и Пекин. Правда, сейчас они переименованы, но мы до сих пор их зовем по-старому.
Железнодорожное сообщение в новой стране развивалось так бурно, что в 1935 году приказом Совнаркома было велено в срочном порядке построить девять вагонных депо. Одно из них — в Павелеце. Это решение должно было подтолкнуть поселок к развитию с новой силой. Уже даже начали строиться производственные цеха, как вдруг... война.
— Немцы, конечно, стояли в Скопине, но до нас доходили их разведчики, — вспоминают местные жители. – Железнодорожная станция и вагонное депо — объект стратегический. И руководство страны приняло решение: чтобы ничего не досталось врагу, вывезти все, что можно увезти, остальное сжечь, а вокзал взорвать.
Жители вспоминают, что из Павелеца уезжали целые укомплектованные депо на колесах — оборудованные цеха и персонал. Однако фашисты надолго на Скопинской земле не задержались, и уже через сутки Красная армия выбила неприятеля с территории Павелеца. Поезда далеко не ушли, их вернули обратно — к разрушенному миру. Людям предстояло заново отстраивать свою жизнь.
— Это все пошло поселку на пользу, — отмечают местные. — Депо начало разрастаться. Мы осваивали новые виды ремонтных работ, новые виды вагонов. Павелец был настолько перспективным, что в 1951 году здесь открыли отделение железной дороги. Тогда населения насчитывалось порядка 10 тыс. человек. Нас хотели сделать городом. Чуть-чуть не дотянули до этого статуса. Думали, что будем расширяться и строиться еще. Даже школу построили за железнодорожными путями, потому что предполагалось укрупнение именно в ту сторону. Но спустя всего пять лет власти страны посчитали, что паровоз — дело не актуальное, и паровозное депо со всем персоналом и семьями перевели на другую станцию. Поселок остался на попечении вагонного депо. С тех пор и по сей день — это наше градообразующее предприятие. В здании паровозного депо открыли филиал Рязанского станко-инструментального завода. Мы гремели на весь мир, поставляя детали в 12 стран. Но, похоже, с уходом паровозов Павелец перестал быть для страны чем-то перспективным.
Рост поселка остановился, но все блага коммунизма и дары железной дороги еще долгое время радовали местных жителей.
— У нас здесь было такое число обслуживающих железную дорогу предприятий, что мы и сами ни в чем не нуждались, — рассказывают местные. — У нас была станция, пункты связи, путей сообщения, гражданская часть, энергоблок, народно-хозяйственная часть, пожарный поезд, больница, роддом, военизированная охрана, хладокомбинат, баня, хлебозавод и даже угольный склад. Несмотря на то, что мы находимся в Скопинском районе, местным вонючим грязным углем мы никогда не топились. Только антрацитом, брикетами и углем из Новокузнецка. Мы были как маленькая Москва в сердце Рязанской области. За что нас в районе страшно ненавидели и завидовали. А мы даже знать не знали, в какой стороне Рязань. Всегда на Москву смотрели. И сейчас смотрим.
— Жили всегда здесь хорошо. В детстве да в молодости икры наелись, а сейчас позволить себе такой роскоши не можем, — откровенничают местные. — Вот была у меня свадьба! А за день до этого на нашей станции коммерческий отдел забраковал вагон с болгарским вином и румынским «Мурфатларом». Нигде в стране его не было, а на моей свадьбе — было. — Или едет поезд с мандаринами в Москву, — продолжает местная жительница. — Глядь — на одном вагоне пломба сорвана. В брак! Весь поселок обеспечен витаминами. Помню, у меня дома ребенок до мандаринов дорвался. Прихожу домой — а у нее все руки желтые! Мандаринами объелась.
Жители Павелеца были обеспечены всем, что везли по железной дороге: рыба, икра, арбузы, ковры, хрусталь. Продовольственные убытки никто не считал, а 10-тысячное население на себе испытало все прелести коммунизма.
— У нас всегда было так красиво, что сейчас плакать хочется, так обидно за поселок, — сетуют местные жители. — Вот, например, раньше клуб и клубный парк — были райским местом: деревья побелены, георгины цветут, фонтаны работают, танцевальная площадка. Люди следили за территорией, убирали возле домов. В Павелеце хотелось жить, растить детей. Ни у кого даже мысли не возникало куда-то отсюда уезжать.
Огромную трехэтажную школу строили хозспособом — то есть всем народом. Помогали в строительстве даже дети. Детишек в Павелеце было так много, что в старой двухэтажной школе учились в две смены.
Детский сад поселка был и вовсе одним из самых передовых в стране и носил статус особого экспериментального образовательного учреждения. Именно на павелецких детях отрабатывали новые системы дошкольного образования и методички. Самые передовые веяния начинались отсюда.
Все рухнуло в 90-е
Железная дорога начала избавляться от ненужных активов, которые тянут деньги из предприятия. Зачем РЖД содержать пекарню или магазин, если с этим прекрасно справятся предприниматели? Зачем содержать школу, если этим должны заниматься в Министерстве образования? Зачем тратить деньги на гражданскую часть, если коммунальным обеспечением должен заняться муниципалитет? Больница продержалась дольше всех, но и ее РЖД закрыла в начале нулевых.
— Когда Железные дороги подписали приказ о закрытии больницы, встал вопрос — а как же мы? Двухтысячное население по всем нормативам должно быть обеспечено больницей, — вспоминают местные. — Тогда муниципалитет пошел навстречу в данной ситуации и предложил принять больницу на баланс и попросить у РЖД денег на первое время, так как в бюджете Скопинского района не было предусмотрено подобное финансирование. Руководство железной дороги, вроде бы, было не против помочь. Но главврач больницы отказался переходить в подчинение муниципалитета — никто не хотел терять железнодорожные льготы. Начались скандалы, которые были не на руку муниципальным властям, и от нас отказались все. Закрыли больницу, а за ней и поликлинику.
Теперь население Павелеца обслуживает ФАП, который располагается в школьной пристройке. Естественно, ни о какой качественной многопрофильной медицинской помощи говорить не приходится.
— Чтобы помещение больницы не досталось никому и не мозолило глаза, пригнали бульдозер и сровняли его с землей, — рассказывают местные. — На земле этой построили социальное жилье — дом для железнодорожников на четыре семьи. Да только там до сих пор никто не живет. Истории этот дом окутывают жуткие. Еще пока он строился, ночью его сторожа охранять не хотели и всегда сбегали. Говорили, что творится там что-то неладное — то ходит кто-то, то стонет, плачет. Видели и призраков. Да и чего хорошего можно ждать, если построили на месте больницы? Тут же и морг был, и гинекология. А где гинекология — там и аборты... Было дело, как-то въехала туда семья, да почти сразу сбежала. Так теперь и стоит дом. Пустой.
Да и кроме призраков в Павелеце проблем хватает. Например, вот уже восемь лет местные жители борются с инертными властями за новые очистные сооружения для канализации.
— Они просто сгнили и рухнули, и все отходы — от домов, тогда еще от больницы, от вредного вагонного предприятия — все течет в поле, — показывают местные жители. — Приезжал как-то глава администрации Скопинского района Александр Боков и спрашивает у нашего, у Авдохина: ну, у тебя там естественные пороги какие есть? Тот и отвечает: да, камыши, ряска... На том и порешили.
Однако местных такой расклад не устроил, и они продолжали обращаться во все инстанции. В итоге, в этом году выделили бюджетные деньги на строительство новых очистных.
— Говорят: деньги надо освоить до 31 декабря! — смеются местные. — Вот, неделя до Нового года. То, что деньги освоены, — мы не сомневаемся. А очистные-то где?
Чем сегодня гордятся жители Павелеца? Славной историей и частным хлебозаводом. Местный предприниматель выкупил у государства разваливающееся здание старой бани и сделал из него пекарню. Пытались в поселок зайти и другие предприниматели, организовывали производство дверных замков, консервных банок и даже мебели. Но не выдерживали конкуренции и пропадали. Местные шутят, что если в Павелеце закроют вагонное депо, то поселок попросту сгинет.
Все, чем богат Павелец сегодня, досталось ему в наследство от Союза: школа, детский сад, памятник Ленину, красивый железнодорожный вокзал, добрые люди, которые помнят прошлое и стараются скрасить этими воспоминаниями настоящее.
Огромное футбольное поле зарастает бурьяном, в Доме культуры протекает потолок, асфальт на трех единственных асфальтированных улицах постепенно рассыпается, а местному главе и дела нет до людских проблем. Говорят, он отбывает второй срок в своем кресле, обожает получать грамоты и кичится своей «заслуженностью», при этом ровным счетом ничего не делая для Павелеца. Вполне возможно, если бы на дворе стоял 1935 год, такой деятель давно бы мчался сквозь павелецкий туман на поезде в Сибирь. Но это уже совсем другая история...
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
В тумане потерялась Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова
Путь прокладывала Наталья Торлина