4 балла
13 января 2016 13:17
3284

Тайны Газетного переулка. Как в Рязани зародилась пресса

Тайны Газетного переулка. Как в Рязани зародилась пресса

Сколько газет печатается сегодня в нашем городе? Даже сами журналисты вряд ли знают ответ. А началось все с малого: учитель гимназии, вдохновленный модными стихами Надсона, купил печатный станок...


Голос свободы

Если бы Герцену, отбывающему за границу, сказали, что через 20 лет в провинциальных городах России будут издаваться газеты, он бы расхохотался. Такое казалось невозможным в эпоху, когда на все существовала единая точка зрения. И эту точку благоуспешно «доводили до народных масс» центральные издания — всевозможные «Новости дня» и «Современные известия».

Вопрос о том, что будет, если в каждом провинциальном городе появится печатный станок, с тревогой обсуждался в питерском свете. Говорили, что найдутся дельцы, которые начнут публиковать объявления мошеннического толка. Или, чего доброго, выскочки-студенты откроют серию антиправительственных выступлений. Что, наконец, в провинции невозможно писать ни о чем, кроме сельского хозяйства.

Но обсуждения не меняли сути дела: дух свободы, которым повеяло по стране в 1860-е годы, расшевелил в губернских городах активных людей, которых писатель Петр Боборыкин обозначил модным словечком «интеллигенция». Уже в 1859 году инспектор рязанской врачебной управы Август Дюзинг подал в цензурный комитет прошение: допустить к печати учено-литературный журнал «Семейные листки».

Немец-доктор задумал издание «вне политики». Для того времени формат удивительный в России. Разрешение, согласно которому предусматривалось 5% вырученных от подписки средств уделять «на воспитание бездомных детей», он получил быстро.

А вот собрать за счет подписки необходимую сумму не удалось: читателей в губернском городе оказалось мало. Хотя краеведы делают поправку на национальную принадлежность доктора — народ просто не хотел видеть немца среди издателей.


Цепная реакция

Однако за доктором потянулась целая эстафета людей, стремящихся открыть собственное СМИ. Вторым стал сын священника из Егорьевского уезда Петр Орлов. В 1882 году он представил проект газеты «Рязанский вестник».

На первой странице должно было размещаться интервью с губернским фабрикантом или промышленником, далее сын священника предполагал перейти к судебной хронике. И опять дело не позволил довести до конца пустяк: у Орлова не было ни диплома, ни иных документов, подтверждающих его профпригодность. Органы цензуры в то время были строги и свернули проект.

Но уже в 1891 году первая рязанская частная газета все-таки вышла. Уточним, именно частная. «Губернские ведомости», которые финансировались правительством, на тот момент издавались уже тридцать лет как, выходили раз в две недели и ничего нового, кроме изменений в законах, не сообщали. Не таков был «Рязанский листок». Скорее, эта газета напоминала «Вечернюю Рязань» середины 1990-х…

станок.jpg


Учитель новой формации

Вы знаете, почему Газетный переулок назван Газетным? С «Рязанским листком» прямая связь: в переулке, в подвале старого дома располагалась первая в городе типография и печаталась первая, по-настоящему народная газета.

Но обо всем по порядку. В 1806 году купец Аксенов возвел дом по тогдашней архитектурной моде: первый этаж каменный, второй — деревянный. В следующие полвека дом сменил множество владельцев, среди которых были звезда рязанских салонов Елизавета Любантер и философ Азаров-Храпов, пытавшийся открыть в губернии завод по перегонке свинца в золото с помощью открытой им удивительной формулы. При любом хозяине на первом этаже дома располагались хозяйственные помещения, на втором — жилые; так было и при Николае Малашкине.

Он преподавал историю и географию в мужской гимназии №2, был человек прогрессивный и, по слухам, в молодости переписывался с самим Герценом, который и заронил в его душу страсть к гласности. Свою роль сыграл и прирожденный талант. За пять лет существования газеты Малашкин опубликовал в ней 128 рассказов, более трехсот фельетонов и 224 стихотворения. Может быть, сегодня подобное содержание выглядит комичным, но именно из-за содержания «Листок» разбирали в полчаса, зачитывали до дыр… Словом, продукт учителя, на собственные деньги приобретшего типографский станок, пользовался успехом.

переулок.jpg


Всех времен враг

«Прессы, свежие прессы!» — кричали полуграмотные разносчики-мальчишки, бегущие утром по вторникам и пятницам продавать «Рязанский листок». Стоил он 3 копейки, но последние экземпляры брали и по пять, рискуя остаться вообще ни с чем.

Ну не могла такая популярность не снискать завистников и остаться незамеченной сильными мира сего! В августе 1895 года на имя рязанского полицмейстера поступил анонимный донос. В нем сообщалось, что в типографии Малашкина по ночам печатаются листовки партии «Народная воля», призывающие к тому, что и сегодня вызывает ужас общественности, — терроризму!

И сегодня доподлинно неизвестно, правда ли это было. Вероятнее всего, у Малашкина проводился обыск, ибо донос в то время был для этого достаточным основанием. Судя по всему, ничего не нашли: Николай Дмитриевич имел прекрасную репутацию, семью, его брат-композитор с гастролями ездил по всему миру... Тем не менее, 23 сентября 1895 года «Рязанский листок» вышел в последний раз.

На публике Малашкин только сослался на отсутствие времени на издание газеты. И остался простым учителем. В это время уже издавался «Рязанский вестник», в ХХ веке появились и другие газеты... Но первого издателя «для людей» в Рязани помнили еще долго, и часто горожане просто наведывались к нему в гости: узнать что-нибудь, о чем не пишут в официальных источниках.

Расследовал тайны Газетного переулка Дмитрий Бантле

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт