Как это сделано: работа троллейбусного депо
А вы знаете, что троллейбусы умеют разворачиваться? А двигаться задним ходом? А проходить полосу препятствий змейкой? Задумывались ли вы о том, что у троллейбуса не «рога», а токоприемники, и иное название этих деталей экстерьера оскорбляет данное транспортное средство, да и его сотрудников, до глубины души? Согласитесь, мы многого не замечаем, находясь по эту сторону троллейбусного депо. О том, что же происходит с другой стороны, корреспонденту YA62.ru рассказал заместитель директора Управления рязанского троллейбуса Сергей Лукин.
Первый троллейбус покидает депо рано утром — в 5:14, а последний прибывает на место своего отдыха в 00:30, и так каждый день. С понедельника по пятницу по Рязани ежедневно курсируют 130 машин. Кондуктор одного троллейбуса за смену отрывает порядка 200 билетов, а льготных проездных проверяет и того больше. «Как много!» — восклицаю я, но люди, не понаслышке знакомые с троллейбусными делами, говорят, что на самом деле — «мало». Много пассажиров оттягивают маршрутные такси, да и сами рязанцы все больше пересаживаются на личные автомобили. Хотя, с другой стороны, когда есть возможность выпускать на улицы города дополнительный, 131-й троллейбус, диспетчеры это делают. Людей-то много, и всем нужно куда-то ехать. А выходные дни отличаются от будней лишь тем, что из депо выходит меньше машин.
— У нас есть три вида рабочих смен, — рассказывает Сергей Лукин, — 8-часовая, 12-часовая и разрывная, когда водитель отрабатывает 4 часа утром и 4 вечером. Вот некоторые пассажиры жалуются, что уже часов в 10-11 водители на конечных станциях устраивают себе перерыв. Но при этом никто не задумывается о том, что смену он начал 5-6 часов назад.
Меня всегда интересовал один вопрос: если водители троллейбусов возят на работу нас, то как попадают на свою службу они сами? Оказывается, утро в депо начинается не с троллейбуса. Приблизительно в 4:20 по городу начинают расходиться специальные автобусы, которые собирают рабочие смены. Они забирают водителей и кондукторов в определенных местах и привозят их на базу. После чего кондукторы идут получать терминалы для считывания электронного билета и бумажную билетную продукцию. Эти люди — хозяева салона троллейбуса, а потому перед выходом на маршрут, должны проверить, все ли чисто, протереть поручни и сиденья. Тем временем водители получают путевой лист, идут к медработнику, который проверяет, насколько он здоров и может ли выходить в рейс. Затем водитель направляется за специальным чемоданом, в котором находится экипировка не только для него самого, но и для троллейбуса, и идет готовить свою машину к рейсу. После проверки транспортного средства, в соответствие с графиком работы, водитель подгоняет свою машину к выезду из депо и с точностью до минуты выходит на маршрут.
Прежде, чем начинать брать пассажиров, водитель проходит нулевой рейс, чтобы проверить, все ли в порядке в техническом плане, нет ли никаких отклонений. Прибыв на конечную станцию, откуда и начнется движение транспортного средства, водитель идет в диспетчерскую и отмечается, чтобы все было точно по графику. У диспетчера тоже есть расписание, когда и какой троллейбус должен приехать, и он может руководить расписанием в условиях пробок или особых погодных условий.
— Диспетчер — это главный человек в сетке движения транспорта, — смело заявляет замдиректора. — Без его команды ни один троллейбус не может изменить свой маршрут. На каждой конечной станции водители должны отмечаться, и если кто-то не вписывается в график — приходит раньше или позже — диспетчер корректирует движение.
При необходимости диспетчер может сделать невозможное: развернуть троллейбус и пустить его по маршруту без пробок! Опять же, диспетчерская — это оазис отдыха для уставшего водителя: здесь есть столовая, диван, телевизор и, самое главное, диспетчер, готовый в нужный момент отправить на маршрут.
После изнурительного рабочего дня водитель троллейбуса возвращается в депо, собирает «тревожный чемоданчик», и передает машину другим сотрудникам троллейбусного управления, в зависимости от ситуации. А они могут быть разные. Если с транспортным средством все в порядке и никаких отклонений в работе нет, то за руль садится местный «парковщик» и ставит троллейбус в очередь, соответственно его утреннему графику. Если же во время рейса водителем обнаружены какие-то неполадки, то он записывает их в специальный журнал, и тогда троллейбус отправляется на технический осмотр в гараж.
— На территории депо есть инструментальная мастерская, где наши сотрудники чинят сломанные или изготавливают новые детали для троллейбусов, — показывает наш «экскурсовод». — Цех по ремонту электрооборудования, кузница и цех планового ремонта. В последнем мы вот уже не первый год даем вторую жизнь нашим троллейбусам. Когда каркас транспорта полностью изнашивается и прогнивает, мы свариваем новый, и тогда машина бегает как новенькая еще лет пять.
«Все своими силами», — добавляет заместитель директора. Оказывается, последний раз троллейбусный парк обновлялся несколько лет назад, когда рязанскому депо подарили несколько новых машин. Вы их прекрасно знаете: желто-синие, с низкими полами. А вместе с ними по городу бегают троллейбусы, которым уже больше 20 лет.
Если вам когда-нибудь покажется, что водить троллейбус — дело нехитрое, вспомните о том, что будущий шофер должен откатать более 300 часов под руководством инструктора, прежде чем выйти на рейс самостоятельно, а это в восемь раз больше, чем практика у водителей легкового автомобиля. Управлять троллейбусом — работа сложная, не всем подвластная. Учеба длится всего 6 месяцев, а до конца ее доходят только 80% поступивших. А все потому, что у водителей этого вида транспорта не одна дорога, а две — внизу и вверху, и за обеими нужно следить. Однако статистики ради стоит отметить, что в аварии рязанские троллейбусы попадают редко, и в 65% случаев не по их вине.
P. S. В этом году «Управление рязанского троллейбуса» стало лауреатом общероссийской премии в области транспорта «Золотая колесница» в номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования». Руководству УРТ были вручены диплом лауреата премии «Золотая колесница», памятная медаль и приз — малая «Золотая колесница».
Побывала «с другой стороны» Дарья Копосова