Как это сделано: промышленный альпинизм
Они не кочегары и не плотники, а настоящие монтажники-высотники, но точно так же, как герои песни шлют привет с высоты. Название этой профессии сочетает в себе тяжелый мужской труд и весьма романтичные виды, открывающиеся из-под крыши домов только тем людям, кто смело работает в этой сфере. Промышленный альпинизм — это звучит красиво. Хоть и значится в трудовой книжке как «монтажник». О том, как работается на высоте 12 этажей и выше, корреспонденту YA62.ru рассказал промышленный альпинист со стажем Сергей Зимин.
— Наша работа заключается в том, что мы делаем дымоходы, — рассказывает Сергей, поднимаясь по бетонным ступенькам новостройки на 12-й этаж.
Лифты еще даже не поставлены, а потому рабочие ходят пешком. Стоит ли говорить, что 12-й — это не последний этаж, да и поднимаются они чаще всего не с пустыми руками.
— В данном случае мы устанавливаем систему дымоудаления поквартирного отопления. Вообще подобные системы бывают разных видов, все зависит от того, как отапливается жилплощадь, — поясняет промышленный альпинист.
Но несмотря на всю разницу самих систем, конструкция наружных труб примерно одинаковая: внутри идет металлическая труба, чаще всего из нержавеющей стали, металлический кожух, и утеплитель между ними. Получается своего рода теплый сэндвич.
Когда смотришь на город с высоты 12 этажа, стоя на краю будущего балкона, где еще нет перил, и слушая слова Сергея вроде «только близко не подходи, а то туда и того», начинаешь предаваться не то только философии, но и думать: а почему нельзя заниматься этим на специальных подъемниках? Ведь есть же такая техника?
— Мы работаем в основном с веревок, в тех местах, где вышки (такой автомобиль с люлькой, которая поднимается вверх до определенной высоты) уже не достанут, — объясняет Сергей Зимин, стоя над отверстием для трубы, диаметр которой такой, что с легкостью пролезет человек.
Оказывается, когда предел возможностей техники достигнут, вызывают высотных супергероев — промышленных альпинистов.
По словам Сергея, данная ситуация для работы довольно сложная, потому что перемещаться приходится не вдоль ровной стены, а как бы сквозь бетонные плиты балконов. При других условиях в той же ситуации крепить веревки можно было бы к крыше, как они обычно и делают, но здесь технологию пришлось несколько изменить.
— Мы прикрепляем железную крестовину, которую специально под этот случай сварили, к отверстию для трубы, — Сергей комментирует каждое свое действие, методично продолжая работу. — На эту распорку и будут крепиться веревки, с помощью которых мы сперва поднимем все трубы, а потом будем заниматься непосредственно монтажом дымохода.
Подобная работа будет проделываться на каждом этаже, только уже без веревок и крестовины. Главное — добраться до балконов, и можно пользоваться стремянками. Как отметил Сергей, процесс установки труб на такой высоте ооочень не быстрый. И этому есть логическое объяснение.
— Безопасность прежде всего, — практически лозунгом произносит альпинист. — В этом деле никаких мелочей не бывает, и торопиться, в общем-то, некуда. Нужно, чтобы все крепежи сидели намертво, веревки были завязаны крепко, а человек на высоте в воздухе всегда находился со страховкой на случай, если одна веревка перетрется.
Хотя, по словам Сергея Зимина, он не припомнит, чтобы в Рязани были смертельные случаи в промышленном альпинизме. Было как-то, что случайно оплавили страховочную веревку, но вовремя заметили и к плачевным последствиям это не привело.
— Веревки нас не подводят. Одна веревка держит 9,5 тонн — сам проверял. Куда страшнее — люди за окном. Бывает, ставишь или меняешь трубы, какая-нибудь бабуля пирожком угостит, водички даст, а некоторые так и кипятком могут полить. Боятся, что грабители.
В работе с новостройками, конечно, в этом деле проще. Надеяться приходится только на себя или коллегу. Чаще всего в связке работают опытный мастер и молодой. Это не только классическое сочетание силы и ловкости, но и своего рода смена поколений. От более старшего альпиниста младший получает практические навыки работы и набирается профессиональной смекалки.
— По веревкам лазает мой напарник, зовут его Никита Никишин, просто я уже старенький и по веревкам прыгать тяжеловато, — признается Сергей Зимин. — Чтобы веревка не перетерлась на крестовине под его весом, делаем на ней специальную прокладку из куска пожарного шланга (называется протектор), тогда трение значительно уменьшается.
Веревки завязываются морскими узлами. Их главное свойство — под нагрузкой никогда не развяжутся. Но на всякий случай, для успокоения души, делается еще несколько контрольных узлов. Всего в работе альпинистов используются два вида узлов: те, которые никогда не развяжутся, если потянуть веревку вниз, и те, что легко распустятся, если снять нагрузку.
— Сейчас мой Никита остается здесь, а я иду вниз, — рассказывает Сергей, преодолевая 12 этажей в обратном порядке. — На улице давно ждут трубы, которые надо поднять. Делать это нужно быстро и аккуратно, чтобы не повредить эмаль, иначе металл со временем начнет ржаветь.
Рядом с домом действительно много-много труб. Чтобы поднять их все, требуется порядка полутора часов. Процесс не мудреный, но тяжелый. Трубу нужно надеть на крюк, отправить вверх, дождаться, пока коллега отнесет трубу в квартиру и спустит крюк обратно.
Ни в коем случае нельзя оставлять трубы на балконе, потому что на верхних этажах всегда сильный ветер, и если большая труба прилетит сверху, то разрубит человека пополам.
Вот вам и романтично-брутальный промышленный альпинизм.
От греха подальше ухожу с улицы обратно в дом, морально готовлюсь к восхождению на 12-й этаж. И здесь как нельзя кстати будет познавательная страничка: мало кто знает, но если два раза подряд пешком подняться на 12 этаж, то можно увидеть звезды.
Сергей поднимается следом, с разницей в каких-то 20 минут. Он уже закончил с трубами и сейчас начнется самое интересное. Пока его напарник надевает альпинистское снаряжение, сам Сергей рассказывает, как будет происходить кульминация сего действа.
— Сейчас он повиснет на веревках, и будет заниматься монтажом дымохода. Сборка идет поэтапно: сперва ставится труба, потом на нее надевается кожух, между ними набивается слой утеплителя и все это дело подгоняется под те трубы, которые выходят из стены.
Сложность заключается в том, что часто детали, выходящие из стены квартиры, не становятся в стык с трубами, и приходится подрезать и выравнивать все по ходу монтажа. Наверное, именно поэтому у промышленных альпинистов в карманах всегда много всего интересного, в том числе и маркер для рисования.
Помощник замеряет и отмечает, какова разница между трубами и отправляет информацию вверх. Иногда, из-за ветра или большой высоты, друг другу с этажа на этаж приходится звонить. Сергей получает необходимые сведения и, что называется, «на коленках» отпиливает лишнее. Так и продолжает весь оставшийся рабочий день.
По словам Сергея, за день альпинистам удается преодолеть высоту от двух до пяти этажей. Жаль, что погруженным в работу им некогда любоваться высокой красотой.
С высоты шлет привет Дарья Копосова
Больше фото ЗДЕСЬ