03 декабря 2014, 12:57 3972

Как это сделано: производство труб

Как это сделано: производство труб

А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? И мало кто мог бы подумать, что слова классика имеют вполне буквальное воплощение. В Рязани есть целый оркестр, который знает каждую партию каждой трубы нашего города, следит не только за уже существующими инструментами, но и осуществляет производство новых, не менее музыкальных. Корреспонденту делового портала YA62.ru удалось провести промышленный шпионаж в производственном цехе фирмы «Канал», и выяснить, что фирма веников не вяжет, зато отлично крутит трубы.

Специализация фирмы — отвод продуктов сгорания из помещения и вентиляция, а потому производятся не только фасонные изделия, но и трубы.

Процесс производства необходимого оборудования начинается не с железа, а с бумаги и карандаша, когда заказчик приходит к инженеру-замерщику и рассказывает, что именно ему необходимо для того, чтобы комфортно жилось. Когда проект будущего изделия готов и утвержден, дело принимает более грубые, металлические формы.

В производственный цех доставляется металл либо листами, либо рулонами, которые раскатываются, распрямляются и попадают на стол для плазменной резки. 

Металлические листы.jpg

— Сейчас жестянщики не чертят на листах чертежи старым дедовским способом, а используют для вырезания деталей компьютер с числовым программным обеспечением, — рассказывает Юрий Сергеев, начальник цеха по изготовлению труб. — Эта установка необходима для того, чтобы делать наиболее сложные детали разных форм. Погрешность вырезанных деталей относительно чертежей составляет всего 0,2 миллиметра. 

Установка для резки фигур

Если же необходимы прямые линии, то в ход идут гильотинные ножницы. Это электронная установка, которой слесарь-жестянщик задает параметры для резки и машина их выполняет.

Что касается труб, то они скатываются уже из готового отрезанного листа на специальной установке, состоящей из нескольких втулок разных размеров. Это необходимо для скручивания труб разных диаметров — от самой узкой до самой широкой. Лист проходит между втулками, которые сворачивают его и загибают под необходимым диаметром. Процесс этот занимает, по сути, несколько секунд. А сам станок регулируется в зависимости от того, какого диаметра должна получиться труба. 

Процесс скручивания труб.jpg

При скручивании, у будущей трубы остается захлест, который и используется в процессе сшивания краев. Это может происходить несколькими способами, в зависимости от характеристик металла: сваркой или на специальном станке для откатки фальца. Если первый вариант в дополнительных сведениях не нуждается, то фальцовка для человека непосвященного в технологический процесс — зверь невиданный. Фальц, или, как говорят те, кто с металлом на «ты», американка используется чаще всего для сборки прямоугольных труб. Край металлической детали сгибается таким образом, что в него можно вставить другую деталь, словно в пазл. За счет этого и происходит прочная сцепка. 

Сцепка.jpg

Еще на заводе есть очень важная вещь — зиговочная машина. С ее помощью на трубах катается (не путать с «кидается») зига. Это необходимо для того, чтобы при стыковке труб край той, которая надевается сверху, доходил до определенного уровня и останавливался за счет выступающего из трубы ребра — зиги. На той же установке осуществляется уменьшение диаметра трубы, чтобы можно было совместить несколько деталей. Выглядит это красиво и даже завораживает. Гофрированные края трубы при установке помогают монтажникам-высотникам избежать лишних трудностей. 

Зиговка.jpg

Гидравлический гибочный станок необходим для создания воздуховодов прямоугольного и квадратного сечения, где в основе деталей лежат прямые углы. Это современная установка, позволяющая работать с металлом разного свойства и толщины.

Есть на предприятии и гордость завода — станок для развальцовывания трубы. Его мастера «Канала» сделали сами и служит он для того, чтобы увеличивать диаметр трубы для дальнейшей сборки системы. Край становится шире и в него вставляется более узкий край следующей составной части. 

Машина для развальцовки трубы.jpg

Предположим, что с производством новых труб мы уже разобрались и все поняли. Но все прекрасно знают, сколько в городе и области домов старого фонда, трубы в которых уже либо сами не подлежат ремонту, либо конструкция здания не предполагает их замены. Что же делать в таких случаях?

— У нас есть специальная установка, с помощью которой мы обрабатываем поврежденные трубы изнутри. Для этого берется синтетический чулок необходимой длины и опускается внутрь трубы. К нему подключается нагревательная установка, которая повышает температуру этого чулка. Наполнитель постепенно расширяется, но стенки канала не дают ему делать это бесконтрольно. Через определенное время генератор выключается и внутренний чулок фиксируется в том положении, в котором был разогрет. Таким образом он плотно облегает стенки трубы изнутри, создавая герметичность структуры. Этот чулок весьма прочный и устойчивый практически ко всему. 

Аппарат для восстановления старых труб.jpg

Но, как оказалось, мало сделать просто трубу. Для того, чтобы она исправно работала в наших суровых климатических условиях, как и все в России, трубу необходимо утеплить.

— Наш завод — единственный в регионе, который занимается утеплением труб при производстве, — отмечает Виктор Болотников, директор фирмы «Канал». — Это сложное и кропотливое дело, в котором точность крайне важна. Так как труба двойная, ее внешняя и внутренняя часть должны быть соосны, чтобы и та, и другая совпадали со следующей частью трубы. Малейшее смещение не позволит собрать конструкцию.

Миллиметр вправо, миллиметр влево — и все, все труды насмарку. Процесс утепления труб называется «сэндвичем». И тому есть вполне понятное обоснование: между внутренней и внешней деталью прокладывается внушительный слой утеплителя, который предварительно нарезается на станке, который управляется компьютером. Одна проволока движется по горизонтали, другая — по вертикали, и режут они утеплитель со скоростью 40 метров в секунду. Оператор за компьютером управляет этой машиной и задает необходимые параметры, чтобы прокладка утеплителя была именно того размера и формы, которые необходимы для будущей трубы. 

Труба с утеплителем.jpg

Теперь труба полностью готова и ее можно загружать и перевозить на объект. По приблизительным подсчетам в день на «Канале» производится порядка 60-70 труб. Сейчас организация обслуживает 15 объектов по 1000 двойных труб на каждый, то есть 30 тысяч утепленных полноценных деталей. Помимо этого производятся еще вентиляционные трубы, конструкции больших диаметров, и вообще все виды труб, которые мы видим на улице каждый день или догадываемся об их существовании. По словам директора завода, в месяц 30 тонн жести превращается в полноценные детали для будущих дымоходов, газопроводов и вентиляций. 

Трубы.jpg

Если вам все еще кажется, что производство труб — процесс скучный и максимально технологический, то смею разочаровать: оказывается, даже в таком деле есть место творчеству.

— Сейчас наступит зима, после Нового года спрос на производство труб снизится, и можно будет отдохнуть от рутины и придумать что-нибудь интересное, — делится своими планами относительно рабочего процесса Виктор Болотников. — Будем запускать новую машину, посмотрим, на что она способна. А вообще, мы часто пробуем на производстве что-то новое, что может пригодиться в будущем. К примеру, узнали недавно, что в Туле стали выпускать такую краску, которая, якобы, заменяет собой несколько слоев утеплителя. Заказали себе пять литров этого чуда, стали тестировать в своей лаборатории. Ничего не происходит. Что есть она, что нет ее. Звоним в Тулу, рассказываем о результатах. Нам говорят: не так вы все сделали. Мы: а как надо? Все равно ничего не получилось. Потому что краска — как краска, и ничего пока не заменит старый добрый утеплитель. Мы всегда на практике руководствуемся правилом: доверяй, но проверяй. Прежде чем запустить целое производство чего-то нового, нужно все детально проработать и провести много тестов.

На трубе играла Дарья Копосова

Больше фото ЗДЕСЬ                                                                                                                                                                                                                      

Возврат к списку

Архив новостей