Утечка умов. Почему рязанская молодежь уезжает из региона
С появлением «свободолюбивой демократии» миграция населения в нашей стране достигла огромных размеров. Так называемая «утечка мозгов» уже давно стала важной проблемой большинства регионов страны, в частности, рязанского. Вопрос, куда направлен основной отток молодых специалистов внутри страны, не вызывает затруднений. А для рязанской молодежи, которая живет не так далеко от развитых центров, переезд становится явлением закономерным.
Почему же талантливая молодежь выбирает местом своей будущей деятельности и жизни не родной город? Корреспондент Делового портала YA62.ru пообщался с молодыми рязанцами, которые несколько лет назад переехали из региона, и выяснил, в чем состоит причина их выбора.
Екатерина Пащина, 25 лет, архитектор, г. Москва
— Я работала в Рязани с третьего курса университета. Это работа была в проектном отделе крупных строительных компаний города. По окончании вуза у меня, как и у многих молодых людей, возникло желание творческой реализации в чем-то большем, чем типовая жилая застройка. Сейчас получить интересные проекты в сфере архитектуры в нашей стране можно только в Москве и частично в Санкт-Петербурге. Это был главный и решающий аргумент в вопросе моего переезда в столицу.
Профессиональный рост здесь происходит в несколько раз быстрее, необходимо лишь постоянно что-то изучать и пробовать. Количество специалистов в Москве и их уровень тоже в несколько раз выше — это также мотивирует. Любые дополнительные знания могут пригодиться в работе. По этой причине я решила закончить еще одно дополнительное образование в британской Высшей школе дизайна по специальности «Архитектурная визуализация».
Сейчас уже несколько лет работаю в ведущей российской проектной компании Speech, которая является автором большинства знаковых построек современной Москвы и Петербурга. Я горжусь тем, что в этом году наша компания представляла павильон России на ЭКСПО в Милане. При этом все же не исключаю возможности своего возвращения в Рязань, но такого опыта работы здесь я бы, конечно, не получила, а он очень важен для любого архитектора, который хочет стать хорошим специалистом.
Анна Бирюкова, 22 года, журналист, г. Санкт-Петербург
— Я переехала в Санкт-Петербург сразу после выпуска из университета. В Рязани не видела для себя совершенно никаких перспектив карьерного и личностного роста. Вообще, эта проблема связана не с конкретным городом: так уж сложилось, что, если ты амбициозный молодой человек из российской провинции, рано или поздно ты покинешь родное гнездо и переберешься в Москву или Санкт-Петербург. В этих городах свое максимальное для страны развитие получает большинство сфер, в которых может себя задействовать деятельная личность, особенно — творческая. Поэтому вопрос «почему ты переехала» кажется мне таким же очевидным, как если бы у меня спросили, почему я каждый день принимаю душ или завтракаю.
Камилла Измайлова, 32 года, фотограф, лайф-коуч, Доминикана:
— В свое время я получила три высших образования и успела себя попробовать во многих направлениях, от технических до творческих. Работала на заводе в отделе маркетинга, потом пробовала себя в экономике, продажах, дизайне интерьеров, после перешла на организацию крупных отраслевых event-проектов и работала журналистом. Последнее мое место работы было в правительстве Рязанской области. Здесь я занимала интересную творческую должность — наш отдел реализовывал крупные социальные проекты, поэтому все мои навыки с предыдущих работ были задействованы, даже фотография пригодилась.
Все складывалось на самом деле очень хорошо. Работа нравилась, оставалось время на самореализацию и творчество. Успевала посещала разные мастер-классы, в отпусках ездила с московскими фотографами-художниками по России, в Крым, Сербию. Можно сказать, что свои амбиции в плане карьеры я реализовала, поэтому снова находилась в состоянии поиска.
Помню какую-то суровую зиму, когда особенно хотелось пожить у моря в теплой стране. На тот момент поддерживала общение со знакомыми, которые жили и путешествовали в теплых странах круглогодично. Я всегда завороженно слушала их рассказы и легко представляла себя на их месте. Кто-то называет это визуализацией, но… Оно сработало!
Через месяц один знакомый выслал мне объявление, на которое он случайно наткнулся в сети — «требуется фотограф в Доминикану». Помню, как застучало мое сердце, когда я прочла сообщение, и сразу поняла, что это адресовано мне. Я выслала работодателю свое резюме и фотопортфолио. Через несколько дней меня пригласили на работу. Я считаю, что реализовывать себя, свой внутренний потенциал нужно в том месте, где среда этому наиболее располагает. Всегда полезно пуститься в путешествие и попробовать свои силы в крупном городе или в другой стране. Хотя бы для собственного саморазвития.
Сейчас я развиваю новые интересные направления для себя в сфере инфобизнеса. А это можно реализовать в любой точке земного шара. Поэтому возможно, что скоро я снова куда-нибудь перееду или вернусь в родную Россию.
Алексей Кудасов, 26 лет, радиоведущий, г. Москва
— Идея сменить город в голове сидела давно, юношеский максимализм, тяга к путешествиям — все это меня подталкивало. Но решаться на этот шаг я не хотел, и, можно сказать, сделал все, что мог. Сначала попытался реализовать в Рязани собственный проект, рассчитанный на думающую аудиторию. Он оказался невостребованным.
После армии вернулся домой и решил дать Рязани, как говорится, еще один шанс, устроившись на радиостанцию, опять же рассчитанную на интеллигенцию. Но и эта работа оказалась для меня недолгой, спустя год ее закрыли, а вместо нее открыли православное радио. Сейчас мне совершенно не стыдно думать и говорить, что я принципиально не захотел дальше искать работу и реализовывать проекты в Рязани. Потому что помимо оскорбительно низких зарплат и качества жизни в целом мы имеем тотальный культурный застой. В городе ничего не происходит, люди инертны в своем большинстве. Меня это сводило с ума, в прямом смысле.
При этом, несмотря на то, что сейчас я нашел работу мечты на любимой федеральной радиостанции, покоя я так и не обрел. Думаю, что мое место в другой стране, и опять же никогда не стыжусь об этом говорить. Здесь я сделал все, что мог, пытался крутиться, что-то придумывать, реализовывать, но все уходило в мусорную корзину. Молодежь, которая остается в провинции, имеет особый склад ума: это либо пробивные до невозможности люди, либо такие же инертные, как остальные.
Хочется верить, что ситуация изменится, но лично я не готов вкладывать в это свои силы. Сейчас работаю на двух работах без выходных, но зато понимаю, что живу там, где постоянно творится что-то новое, есть мысль, идея и нет места застою. Да и профессиональный потолок здесь гораздо выше.
Задумалась о переезде Маргарита Серегина