«Пакет» на нашу голову. Рязанцы – о последствиях законов Яровой
На своем последнем заседании Госдума VI созыва приняла новый антитеррористический пакет поправок к законодательству, подготовленный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Затем свою подпись под документом поставил президент Владимир Путин. «Пакет Яровой» является, пожалуй, самым обсуждаемым изменением в законодательстве в этом году.
Поправки касаются ужесточения наказания за экстремизм, в частности осужденных по данной статье будут лишать гражданства. Отдельный блок посвящен миссионерской деятельности религиозных организаций. Активнее всего СМИ пишут об изменениях в законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «О связи». Речь идет о том, что компании, которые оказывают услуги связи, должны будут полгода хранить всю аудио-, видео- и текстовую информацию, которую отправляют и получают пользователи.
Все говорят лишь о трудностях и космических расходах, которые вызовет это новшество как на федеральном, так и на региональном уровне.
Что ждет рязанский и российский рынок, ждать ли клиентам подорожания услуг и как компании оценивают данное изменение в законодательство — об этом портал YA62.ru узнал у интернет-провайдеров и операторов сотовой связи в Рязани.
Ирина Тараканова, директор рязанского филиала Tele2:
— Мы не исключаем, что в результате дополнительных расходов, которые понесут операторы, цены на сотовую связь для абсолютно всех абонентов могут увеличиться как минимум в 2-3 раза. Помимо этого эти расходы в десятки раз превысят объем масштабной инвестиционной программы по строительству и расширению сетей, которую ведет Tele2, и приведут к замедлению или даже остановке развития инфраструктуры.
Сергей Медведев, директор Рязанского регионального отделения компании «МегаФон»:
— Позиция компании «МегаФон» неизменна: реализация норм законопроекта потребует колоссальных затрат, в том числе на закупку оборудования, которое обеспечит хранение информации в больших объемах. Существуют и риски для абонентов: вопрос информационной безопасности и возможность утечки данных, а также рост стоимости услуг связи.
Отметим, что при подписании законопроекта президент учел консолидированную позицию участников отрасли и вместе с этим пакетом подписал ряд поручений правительству, которые подразумевают, в том числе, строгий контроль за ходом реализации закона с целью минимизации возможных негативных последствий и рисков.
Законопроект вступает в силу с 1 июля 2018 года. Мы надеемся, что за два года в закон будут внесены изменения, это время будет использовано для конструктивного диалога между представителями отрасли и законодателями.
Пресс-служба ПАО «ВымпелКом» («Билайн»):
— Мы рассчитываем на конструктивный диалог с правительством как с государственным органом, ответственным за реализацию проекта. Операторы неоднократно предупреждали всех о рисках, которые несет законопроект в текущем виде.
Александр Осин, начальник отдела продаж компании «Видикон»:
— Вообще, принимаемый пакет обязывает операторов связи хранить вообще всю информацию пользователей, весь интернет-трафик, звонки. Хранение такого объема информации предполагает строительство дата-центров. Всю эту информацию необходимо хранить полгода, а мета-данные, то есть информацию о том, кому звонил абонент или какие запросы делал в поисковике, — три года.
Закон потребует огромных вложений, и он нарушает статьи Конституции, то есть ущемляет свободу граждан. Некоторые операторы подсчитали средства, необходимые на реализацию нововведений, они сопоставимы с выручкой за несколько лет. Эти затраты могут привести к банкротству, и затраты отразятся на пользователях, так как будут вложены в стоимость услуг.
Мы знаем, что есть петиция на Change.org, которая уже собрала более полумиллиона подписей. Также есть петиция на сайте Российских общественных инициатив. На этой платформе подписать петицию могут лишь граждане, зарегистрированные в системе госуслуг. У этой петиции вес выше и есть возможность обратить внимание государства на проблему. Мы также призываем людей не быть пассивными и отстаивать свои права.
P. S. Во время подготовки материала наш корреспондент связался с десятком различных компаний, однако комментарий дали лишь четыре. Помимо стандартных трудностей связи с руководством фирм были и честные заявления от двух очень крупных игроков рынка о том, что «мы данную тему не комментируем». Остается открытым вопрос: то ли пресс-службы компаний не выработали свою позицию по данному вопросу, то ли избегают критики власти.
Опрашивала Ксения Колпакова