18 мая 2016, 13:15 1842

Он тут при чем. Режиссер из Рязани — о дебюте в Каннах

Герои короткометражного фильма «Мы тут ни при чем» молодого режиссера Ростислава Смирнягина напомнят любым парням, выросшим в российских дворах, самих себя в юношестве. Они слоняются по округе, беспечно совершая игровые ритуалы, воруют аккумулятор из ветхого автомобиля, гоняют на «великах» и натягивают пищевую пленку над автомобильной трассой. Это для того, чтобы, притаившись за деревьями, наблюдать как озадаченные водители выкрикивают в пустоту ругательства в адрес мелких хулиганов. Один из таких ритуалов заканчивается трагически — смертью мотоциклиста.  
Он тут при чем. Режиссер из Рязани — о дебюте в Каннах Досье
Ростислав Смирнягин Ростислав Смирнягин родился в 1994 году в Рязани. В 2011 году поступил в Санкт-Петербургский государственный институт культуры, где учится на кафедре кино и фотоискусств на пятом курсе. Режиссер трех короткометражных фильмов, участник и призер российских и зарубежных кинофестивалей.

Лаконичную и драматичную историю уже посмотрели на кинофестивалях в Каннах, Дании, Москве и Санкт-Петербурге и очень тепло оценили. Ростислав вспомнил о съемках истории. А заодно рассказал и о себе немного. Например о том, что вырос в Рязани. Именно здесь случился первый опыт написания сценария и съемок фильма.

— Во время летних каникул, году в 2007, мы с моим другом Женей Слепцовым играли с камерой и случайно сделали фильм. По сюжету, вооруженные игрушечными автоматами парни шли друг-другу на встречу, чтобы сразиться не на жизнь, а на смерть. Черт, это до сих пор круто звучит! Мы снимали друг друга по очереди, а схватку сняли от первого лица. Все это слепили в Windows Movie Maker, подложили музыку, звуки выстрелов и показали друзьям и родителям. Всем понравилось. Многое изменилось с того момента, но суть осталась та же.

— Почему выбрал для жизни Петербург? Поехал за мечтой?

— Выбрал методом исключения. После школы мне не было интересно ничего кроме фотографии, литературы и кино. Москва пугала, а Питер нравился. Всякий, кого манят новые горизонты, рано или поздно отрывается от родной земли.

— Какие связи остались с родным городом?

— Сейчас в Рязани родители и друзья. Мы часто созваниваемся и видимся при каждой возможности. Вообще, мы с друзьями вывели закономерность: неважно где, важно с кем. В новом городе, где у тебя никого нет, понимаешь истинный смысл слов «близкий человек».

— Где ты учишься? Что дает тебе образование?

— Учусь в на кафедре кино- и фотоискусств, СПбГУКИ. По специальности «Режиссура кино и ТВ». Тут, под крышей корпуса на Ланском шоссе, 9, собрался коллектив мастеров своего дела. Здесь всегда что-то происходит. Маниакальная депрессия или эйфория — неважно, все это — части процесса. Ссоры и споры в курилке, примирения и сны на теоретических лекциях — все это и есть образование. Так развеиваются иллюзии и появляются силы. Только в этих кровавых столкновениях.

— А что вдохновляет?

— Вдохновляет кино, как таковое. Наш преподаватель по истории кино Юрий Ааронович Шуйский — великий человек: он создавал киноклубы, когда нас еще на свете не было. Под его опекой мы изучаем наследие мирового кинематографа. Одно ощущение того, что ты наследник столетней истории придает сил.

— Вкладываешь что-то особенное в свою работу?

— Вкладываю камушки из собственных и чужих ботинок. Что-то, что очень мешает идти ровно.

Съемки.jpg

За время учебы Ростислав снял три короткометражных фильма. Первый — «Наполеон». Это ироничная история о юном псевдоскинхеде, который по ошибке попал в зал к брутальным качкам нерусской наружности. «Наполеон» принимал участие в российских фестивалях «Древо Жизни», «Арткино». Вторая документальная работа — эстетичная и медитативная «Симфония Рабочего», рассказывающая о прозе жизни рабочих на заводе. Ее показывали в рамках «Флаэртианы».

«Мы тут ни при чем» — третий фильм Смирнягин, глубокий, атмосферный и ностальгический. И, пожалуй, это связано с тем, что сама идея пришла из детства.

— Откуда пришла идея?

— Мы в детстве с пацанами натягивали на дороге пленку от старых аудиокассет, прятались в кустах и смотрели, как машины проносятся сквозь магнитную ленту. Один резкий дядя как-то выскочил из «Ауди» и надавал нам по ушам: ему померещилось, что мы натянули над дорогой веревку. Тогда пострадали только уши моего друга, Вити Соловьева. Перевернутая ситуация из жизни и послужила основой для картины.

— Как проходили съемки и где?

— Съемки фильма проходили в Питере и ближайших пригородах. У нас сложилась отличная команда. Все съемочные дни были очень непростыми. Саша Кулак (оператор фильма — прим. ред.) каталась в грязи и пыли в полуметре от костра, все помирали от жары, когда снимали сцену на дороге. Рядом с шалашом ребят шли соревнования по спортивному ориентированию. Мы справлялись где-то на пределе, где-то весело и легко.

кадр из фильма.jpg

— Как набирали актеров?

— Искали мальчишек везде. Подняли на уши всех знакомых, все детские актерские группы. Но подходящих ребят никак не могли найти. И за неделю до съемок мы вместе с подругой пошли в «Кидбург». Это город для детей в одном из питерских торговых центров. Там была куча мальчишек — мы с ними знакомились и звали на кастинг. Потом нам звонили их родители и в свою очередь знакомились с нами. Среди ребят нашелся Даня, который понравился всем и стал главным героем. А Никитка и раньше снимался. Его разыскала внимательная Настя Забирова, наш кастинг-директор. Никите, кстати, был 21 год на момент съемок. Они с Даней отлично смотрелись вместе.

— Знаю, что создание фильма — это всегда напряженный процесс. Но что было самым сложным в реализации твоей идеи?

— Подготовка была самой сложной. Мы целыми днями не вылезали с Олесей Смирновой (исполнительный продюсер фильма — прим. ред.) из «Кофе Хауза», у нас там получилось что-то вроде офиса. Мы прикидывали как все будет, уточняли и перепроверяли спорные моменты тысячи раз. В итоге все сработало отлично.

— То есть результатом ты доволен? Кстати, как сложилась фестивальная судьба фильма?

—Это была хорошая школа. Колоссальный опыт. Наш фильм показали во внеконкурсной программе «Уголка короткого метра» в Каннах. Еще он был в конкурсе OFF 15 (Odence Film Festival) в Дании. На SHNIT Moscow (Shnit International Shortfilmfestival) мы получили «Приз зрительских симпатий», а на фестивале «Начало» в Питере нас специальным диплом отметил журнал «Сеанс». Было сказано очень много теплых слов. Везде. Особенно в Москве. Вся команда SHNIT очень переживала за фильм. В итоге ребята очень радовались победе.

Фестиваль для режиссера сейчас — это почти единственная возможность показать короткометражную картину на большом экране. Ведь короткий метр — не рыночная величина. После фестивалей короткометражки обычно показывают в сети и на небольших сборных показах.

Съемочный процесс.jpg

— В Европу вы всей командой ездили представлять фильм? Почувствовал разницу между европейскими и российскими кинофестивалями?

— В основном путешествовал в одиночестве. И да, есть большая разница. В России все намного теплее происходит. Европейцы закрытые ребята и никого близко к себе не подпускают, они ставят очень четкие границы. Хотя мне посчастливилось повеселиться с бандой студентов в Оденсе, они оказались славными ребятами. Но в целом участники закрыты и не пускают никого в свой мир.

— Какой из увиденных в последнее время фильмов особенно впечатлил?

— Это был «Синий Бархат». В «Авроре» (кинотеатр в Санкт-Петербурге — прим. ред.) проходила ретроспектива Дэвида Линча. Приезжал Фредерик Элмс — оператор картины. Было круто.

— Расскажи о любимых картинах и режиссерах.

— Это сложно. Их очень много. Все они очень разные и все любимые. Выделять что-то нечестно. Это как попытаться сказать какой из друзей для тебя важнее. Но есть режиссеры, к которым я чувствую особое тепло: Джим Джармуш, братья Коэны, Бастер Китон, Стэнли Кубрик, Вим Вендерс, Ясудзиро Одзу.

— Уже думаешь над следующим фильмом? Какие идеи?

— Сейчас на носу диплом. Работаю над двумя историями. Первая — короткий взрывной фильм-настроение. Главный герой — десятилетний мальчишка, который впервые в жизни сталкивается с влюбленностью. Мне интересно сделать что-то по-настоящему заряженное и сильное, но в короткой форме.

Вторая история простая. Комедия про нелепого студента кинематографиста, который вместе со своим другом снимает фильм за ночь до представления дипломного проекта. В этой истории рассказывается о молодых студентах киновуза, которые испытывают на себе тонкости внутренних творческих процессов.

— Представь: у тебя на руках все необходимые ресурсы и финансы. Возьмешься за полный метр?

— Конечно, было бы очень круто. Я бы снял роуд-муви про взаимоотношения родителей и детей, про случайные встречи и мельчайшие подробности жизни c маленькой частичкой волшебства.

Фильм можно посмотреть по ссылке

Дарья <сцена первая, дубль второй> Козырь


Возврат к списку

Архив новостей