06 октября 2014, 13:05 4522

Какой спрос в Рязани. Интервью с управляющим ТЦ «Глобус»

Современная жизнь предполагает массовые скопления людей там, где есть, что купить. Хорошо это или нет, но в обществе потребления уже сложились определенные законы, действие которых можно наблюдать в любом супермаркете. О потребительской активности рязанцев, особенностях их вкусов и перспективах розничной торговли в городе нам рассказал управляющий гипермаркетом «Глобус» Олег Брусникин.
Какой спрос в Рязани. Интервью с управляющим ТЦ «Глобус» Досье
Олег Брусникин Родился в Зеленограде, окончил Московский институт электронной техники. Работал в компании «Вимм-Билль-Данн», затем в «Метро Кэш энд Кэрри». После двух лет работы в Москве в 2005 году приехал в Рязань на должность управляющего центра оптовой торговли «Метро Кэш энд Кэрри» в Рязани. Открывал этот магазин в 2006 году. Через два года случайно узнал о том, что на рязанский рынок заходит компания «Глобус», которая на тот момент была неизвестна на российском рынке розничной торговли: был открыт единственный магазин в городе Щелково. Однако принял решение попробовать себя в этой компании, и с тех пор продолжает свою карьеру в рязанском «Глобусе».

Откуда поток?

— Олег Геннадьевич, в Рязани много супер- и гипермаркетов. Почему у «Глобуса» на сегодняшний день, пожалуй, самый большой поток покупателей?

— Мы постоянно развиваемся. Посмотрите на гипермаркет шесть лет назад и сейчас — это два разных магазина. И в ближайшие годы есть, к чему приложить усилия.

Например, сейчас строим второй этаж ресторана — потому что там уже буквально некуда сесть, он постоянно заполнен. Проект этот, конечно, далеко не дешевый, но в любом случае он оправдывает себя как составляющая всего гипермаркета.

— В большинстве гипермаркетов товаров в каждой категории меньше, чем у вас. С чем это связано?

— Сам формат гипермаркета подразумевает расширенный ассортимент. 12 500 квадратных метров торговой площади обязывают искать и предлагать разнообразие покупателям.


Наша точка на карте

— Почему «Глобус» был открыт именно в Рязани, а не, условно говоря, Калуге или Тамбове?

— Имея на 2008 год два магазина и начиная региональную экспансию, руководство компании не рассматривало города, находящиеся за 500 км от Москвы. К таким расстояниям компания не была готова логистически. У нас есть участок в Калуге, и компания планирует его освоить в 2016—17 гг. Он был приобретен одновременно с рязанским, но и кризис, и появление более интересных и перспективных участков в Подмосковье откладывали строительство калужского гипермаркета.

— А каково было открываться в условиях кризиса?

— Сложно, конечно. Кризис внес коррективы в дальнейшее развитие компании, которое, может быть, приостановилось на следующие два года (2009-2010), и возобновилось только с открытием следующего гипермаркета в городе Королев. Зато кризис дал возможность сконцентрироваться на внутренних процессах компании, до которых не доходит дело во время экспансии.

Несмотря на отсутствие роста числа магазинов во время кризиса, показатели компании шли в гору. Те магазины, которые открывались в посткризисный период, существенно отличались от тех, которые были открыты в 2006-2008 годах.


Что ест Рязань

— Охарактеризуйте рязанcкий рынок. Высока ли здесь конкуренция?

— Высока, но, на мой взгляд, есть еще места для появления новых игроков.

— Какая основная рязанская продукция?

— В первую очередь, молочная. Конкретные торговые марки известны всем. Затем, хлеб.

— Мясо?

— У нас есть рязанские колбасы, но больше мяса мы закупаем в сырьевой форме. Были попытки работать с рязанскими производителями по свинине, но эти попытки пока робкие. На данный момент более успешно мы сотрудничаем с поставщиками Московской, Белгородской областей.

— Чем характеризуется поведение рязанского потребителя?

— Велика доля колбасных изделий, которые приобретают рязанцы. А вот доля потребления дорогого алкоголя по сравнению с другими гипермаркетами очень низкая. Мы, наверное, южные, не хотим пить много водки. В Ярославле с Владимиром гораздо больше ее пьют (смеется).

— Оправдывают ли себя кассы самообслуживания?

— Первые выводы показывают, что решение об открытии таких касс было правильным. Во-первых, всегда работают все 9 касс вместо двух-трех работавших ранее экспресс-касс, во-вторых, привлекая людей с малыми покупками на кассы самообслуживания, мы разгружаем основную линейку. В третьих, предлагаем потребителю нечто новое, современное, технологичное, показывая, что «Глобус» не стоит на месте, а реализует все интересное из европейской торговой практики.

Если же ваш вопрос связан с возможными махинациями на этих кассах, то я предпочитаю думать, что подавляющее большинство наших граждан — честные и порядочные люди. Именно для них мы и совершенствуем стандарты работы.


Дела в сети

— Сколько всего гипермаркетов «Глобус» в России?

— Сейчас — восемь, последний был открыт в конце апреля в Твери. В этом году намечается открытие девятого гипермаркета «Глобус» в Электростали.

— А в каком городе дела идут лучше всего?

— Смотря в каких показателях. С точки зрения абсолютных цифр товарооборота невозможно сравнивать региональные проекты с подмосковными и тем более московскими. Подмосковье по потреблению больше тяготеет к Москве, и товарооборот в подмосковных магазинах в два, два с половиной раза превышает оборот региональных магазинов.

«Доля потребления дорогого алкоголя в Рязани очень низкая. Мы, наверное, южные, не хотим пить много водки. В Ярославле с Владимиром гораздо больше ее пьют».

Ну, а среди региональных проектов — а это Владимир, Рязань, Ярославль и Тверь — лидерство можно отдать Владимиру. Но это обусловлено в первую очередь низкой конкуренцией в сегменте супер- и гипермаркетов в этом городе. Там «Глобус», по сути, единственный. А вот по темпам роста лидер — Рязань.

Во-первых, увеличивается население района, где мы расположены, — Дашково-Песочни. Во-вторых, постройка Северного обхода существенно облегчила нашу транспортную доступность. В-третьих, некоторый рост покупательской активности нашему гипермаркету дал совместный проект с компанией «Леруа Мерлен».

— Такие проекты реализуются и в других городах?

— Это часть нашей бизнес-стратегии: открывая в городе магазин, мы изначально покупаем больше земли, чем необходимо под него, для последующего сотрудничества с другими партнерами из DIY-сектора (DIY — аббревиатура от англ. do it yourself — «сделай сам» — формат магазинов розничной торговли, примерно соответствующий нашему «все для ремонта»  прим. ред.)В Рязани и нескольких подмосковных городах — это «Леруа Мерлен», в Щелкове — «Касторама» и т. п.

— В Рязани, по-вашему, появятся еще крупные супермаркеты?

— Утверждать не могу. Такого, как «Глобус», видимо, не появится, потому что это слишком большие торговые площади. А вот гипермаркеты на площадях 5 000-6 000 кв. м в принципе в городе возможны.

Несмотря на то что в городе очень высокая конкуренция, известно, что есть районы города, которые этой конкуренцией еще не охвачены. Например, Канищево и Недостоево. Там проживает существенная часть населения города, поэтому я не исключаю, что именно там могут появиться новые гипермаркеты.

— Можете назвать факторы, которые мешают развитию компании в наше время? Бюрократические процедуры, или продвижение какого-либо вида товаров, или что-то еще?

— Я пытаюсь вспомнить, что нам мешает с 2008 года по текущий момент... По сути, ничего! С момента вхождения на рязанский рынок существенных барьеров мы не видели. Я связываю это с тем, что мы грамотно организовали политику взаимоотношений с властью на этапе вхождения в город.

Был заключен инвест-контракт, согласно которому «Глобус» отчислял средства на разные социальные проекты района и области. Проектов было много, всех уже не вспомню, но все прошло достаточно легко. Опирались, кроме того, на наработанные еще в Metro связи. Так что по опыту могу сказать, в Рязанской области есть чиновники, которые заинтересованы, кроме прочего, и в развитии городского ретейла.


Поставки при санкциях

— Как отразилось на вашей работе введение европейских санкций?

— Мы вынуждены были пересмотреть и список поставщиков, и ассортимент. Прежде всего, санкции заметны в молочном отделе, откуда ушла прибалтийская продукция. Заметны по сырам, овощам, рыбе — альтернативы норвежскому лососю не так много. Ценник на эту продукцию, естественно, пополз вверх.

Но не могу сказать, что это сильно повлияло на товарооборот и на отношение потребителей к гипермаркету. В большей степени это повлияло, например, на качество плодоовощной продукции. Российские поставщики и поставщики ближнего зарубежья, к сожалению, не готовы предоставить такое качество овощей и фруктов, чтобы продукция «вылеживала» на полках должный срок.

— Может быть, поэтому сеть Metro, например, открывает свои теплицы? Не планирует ли «Глобус» то же?

— Во-первых, несопоставимы масштабы компаний: если Metro имеет порядка 50 магазинов по России, то «Глобус» — это 8 магазинов. Хотя, если сравнивать в цифрах товарооборота, то на каждый «Глобус» приходится оборот примерно трех магазинов «Метро». Но собственные теплицы — пожалуй, не наш путь.

Мы не ведем речь о поставках собственной плодоовощной продукции, а больше нацелены на то, чтобы развивать поставки мяса. Ведь у нас большое мясное производство, и это направление для нас стратегическое. Но мы не создаем собственного производства, а предпочитаем инвестировать в работу поставщиков.

— А рязанские поставщики обеспечивают необходимый объем товаров?

— В Рязани есть поставщики, которые работают со всей нашей сетью. Таких немного. Больше тех, которые работают только с рязанским «Глобусом».

Не могу сказать, что у нас представлены все рязанские товаропроизводители, но вряд ли вы сможете на память назвать больше поставщиков, чем присутствует у нас. Поэтому рязанские производители обеспечивают необходимые объемы товара. Хочу сказать, что те товаропроизводители, которые действительно стремятся к сотрудничеству, находят компромиссы с нашими закупками и, как правило, те, кто хочет, на полках оказывается. Это не так сложно, просто на все должна быть воля и время.


Свои и привлеченные

— Как часто вы проводите маркетинговые исследования? На что они направлены?

— Примерно раз в полгода. Изучаем изменения в предпочтениях рязанцев. Это и приверженность к той или иной торговой сети, и удовлетворенность ассортиментом, акционными предложениями, удобством совершения покупок.

— Почему, на ваш взгляд, последнее время торговые сети все чаще используют аутсорсинг? Мы ведь все чаще видим в торговых залах студентов или граждан ближнего зарубежья, выполняющих ту или иную работу...

— Я, пожалуй, развею миф о том, что аутсорсинг — это дешево. Это неверно, на сегодня стоимость заемного персонала сопоставима со стоимостью собственного. Проблема в том, что персонала, готового работать в продовольственном ретейле, катастрофически не хватает. Поэтому налицо скорее конкуренция за персонал, чем конкуренция за рынок и прибыль.

Секреты выведывал Дмитрий Бантле

Возврат к списку

Архив новостей