31 августа 2015, 12:58 2493

Искусственный пилотаж. Как в Рязани создают беспилотники

Вам когда-нибудь доводилось представлять, что вы, уставший после рабочего дня, садитесь в свое личное авто и говорите: «дорогой мой автомобиль, вези-ка ты меня домой!»
Искусственный пилотаж. Как в Рязани создают беспилотники Досье
Виталий Савельев Родился 19 февраля 1986 года.

Образование: в 2003 году с отличием закончил среднюю школу №68 г. Рязани.

Высшее образование: С 2003 по 2008 год обучался в Рязанском государственном радиотехническом университете. Факультет: ФАИТУ (автоматики и информационных технологий в управлении). Специальность: информационно-измерительная техника и технологии.
Сфера научных интересов: новые строительные технологии, робототехника, системы безопасности, системы защиты от магнитных воздействий.

С 2006 года по н.в.: директор OOO «С-Технологии».
С 2008 года по н.в.: директор ООО «Созвездие».
С 2010 года по н.в.: коммерческий директор ООО «КБ Аврора», разработки в области робототехники.

Вам когда-нибудь доводилось представлять, что вы, уставший после рабочего дня, садитесь в свое личное авто и говорите: «дорогой мой автомобиль, вези-ка ты меня домой!» После чего засыпаете, а он, управляемый искусственным интеллектом, послушно и вполне самостоятельно уезжает в закат. Пока это, конечно, больше похоже на сценарий фантастического фильма. Однако ученые поговаривают, что в ближайшем будущем такое вполне возможно на дорогах не только мира, но и России. О том, как в рязанских лабораториях трудятся над созданием беспилотников, корреспонденту Делового портала YA62.ru, рассказал коммерческий директор конструкторского бюро «Аврора» Виталий Савельев.

— Расскажите о последних тенденциях в области технологий искусственного интеллекта?

— В настоящий момент идет активное развитие рынка беспилотных транспортных средств, и Россия в этой гонке занимает далеко не последнее место. С этого года в нашей стране создана рабочая группа по реализации программы беспилотного транспорта при Агентстве стратегических инициатив. Задача данной программы состоит в развитии беспилотного наземного транспорта и сопутствующей инфраструктуры на территории России. Для того, чтобы беспилотники в скором будущем стали частью нашей жизни, предстоит еще много работы, но уже сейчас над этой задачей трудятся множество специалистов и крупных компаний. Зарубежные разработки давно проходят испытания на улицах города, но и ряд российских научных коллективов и компаний на протяжении уже нескольких лет ведут масштабные исследовательские и конструкторские работы. Российской центральной испытательной ареной являются ежегодные соревнования «Робокросс». Из автопроизводителей у нас интерес к беспилотному транспорту в первую очередь проявляют ГАЗ и КАМАЗ. Они отлично понимают — если не включиться в эту гонку, можно остаться неконкурентоспособным по сравнению с зарубежными производителями.

— Если не секрет, какие разработки сейчас ведутся на базе этих автомобильных концернов?

— Каждый автопроизводитель по-своему видит развитие данного проекта у себя. КАМАЗ к 2030 году обещает вывести на дороги общего пользования полностью беспилотные грузовики, а в ближайшие годы планирует автоматизировать с помощью автопилота внутризаводские грузоперевозки.

У группы ГАЗ немного другие цели. Они планируют автоматизировать испытания автомобилей на полигоне, а в области электронных систем безопасности делают ключевые ставки на городской пассажирский транспорт. Но оба автомобильных завода сходятся в одном – уже в ближайшее время начать активное развитие систем частичной автоматизации и помощи водителю. Наше конструкторское бюро уже несколько лет ведет разработки совместно с группой ГАЗ по этому направлению. Что касается АвтоВАЗа — к настоящему моменту автопроизводитель не проявил интереса к подобным разработкам.

1.jpg

— Вы предполагаете, что до массового появления беспилотных машин остается 10-15 лет. Почему так долго? Почему не через год или два?

— До полноценного вхождения беспилотного транспорта в нашу жизнь должно еще многое произойти: разработки должны выйти на высокий уровень надежности и безопасности, должно быть установлено специальное оборудование на дорогах, внесены изменения в законопроекты и ПДД. У конечных потребителей должно сформироваться понимание, что это нормально, безопасно, удобно и эффективно. Должны быть определены вопросы, касающиеся безопасности, ответственности, стандартизации. Поэтому процесс внедрения интеллекта в автомобиль получается плавный и многоступенчатый. Уже сейчас разрабатываются и проходят тестирование ряд систем помощи водителю (drive assistant) — экстренная остановка перед препятствием, следование за впереди идущим транспортом, контроль слепых зон и прочее. Конечная общая цель данных систем и разработок — полный автопилот, способный управлять машиной без помощи человека.

— Когда Россию все-таки настигнет эта техническая эволюция, то где беспилотники появятся в первую очередь?

— Самыми перспективными рынками для внедрения данных технологий являются грузоперевозки, сельское хозяйство, а также ряд сфер, связанных с опасностью для водителя. В первую очередь беспилотники будут осваивать направления, где не требуется больших скоростей, и нет оживленного дорожного движения. Обычно автоматизируют, в первую очередь, монотонный и однообразный труд.

Большие перспективы у беспилотных систем управления транспортом в сферах, связанных с опасностью жизнедеятельности. Данные технологии очень востребованы МЧС. В ряде отраслевых направлений автоматизация крайне эффективна, например, в горнодобывающей отрасли использование систем автопилота, значительно увеличивает выработку карьера. Технику можно запрограммировать на выемку грунта под отвесными углами и на больших глубинах, без опасности за человеческие жизни.

Очень перспективна автоматизация работы сельскохозяйственной техники на полях, от распашки земли до уборки урожая. Уровень существующих разработок уже в ближайшие годы позволит создавать целые автоматизированные фермы. Отсутствие необходимости выезда на проезжую часть и невысокая скорость движения – идеальные условия для первых промышленных автопилотов.

Для крупных предприятий и заводов с множеством техники и большой территорией, например, аэропорты или морские порты, ведутся разработки по управлению техническим транспортом и общей диспетчеризации. То есть всё перемещение внутреннего транспорта и спецтехники превращается в единый организм, управляет которым центральный компьютер. Например, на территории аэродрома возможна автоматизация управления перемещением всей спецтехники, начиная от самолетов и заканчивая машинами для уборки снега и полива газона. Темп развития технологий позволяет планировать появление подобных систем ближайшие 5-7 лет.

Также перспективно направление коммунальных услуг. К примеру, уборка листвы в парке, уборка улиц, посыпка песком от гололеда, уборка снега. Автоматизация этих процессов значительно проще полноценного автопилота, особенно если они будут происходить в ночное время, когда в городе минимум машин и людей.

3.jpg

— То есть, в ближайшее время мы можем увидеть воплоти это чудо инженерной мысли даже в Рязани?

— В первую очередь беспилотная техника появится на больших производствах и в крупных городах. Малым предприятиям не интересно вкладываться в дорогую технику с долгим возвратом инвестиций. А разработка любых интеллектуальных систем обходится не дешево. Обычно первыми подобные инновационные технологии внедряют серьёзные компании, которые просчитывают экономическую выгоду на много лет вперед и видят, что в долгосрочной перспективе это рентабельно.

Крупные отраслевые инновационные проекты и национальные платформы должны развиваться с поддержкой государства, как это происходит за рубежом.

— Полагаю, что развитием беспилотников должно быть заинтересовано министерством обороны?

— Военная отрасль является одной из ключевых в плане внедрения искусственного интеллекта в управление машин. Тут очевидно, автоматизация и отказ от человеческих жертв в этой сфере, всегда актуально. Наше конструкторское бюро «Аврора» сейчас как раз ведет разработки одного проекта в рамках сотрудничества с Министерством обороны. Мы создаем систему, одним из ключевых назначений которой является сопровождение пехоты. Это автономная платформа на гусеничном ходу, которая может вести на себе экипировку и запасы, полностью разгружая пехотинцев. Машине просто задаются координаты места назначения и она самостоятельно прокладывает маршрут и следует до него, при этом огибая все возможные препятствия. Таких разработок в России еще не было. Мы разрабатываем систему с высоким уровнем интеллекта, которая не требует постоянного вмешательства человека.

4.jpeg

— Надо полагать, что рязанское конструкторское бюро занимается не броней, а «умной начинкой» будущего беспилотника?

— Основным направлением наших разработок является именно интеллектуальная начинка – программный комплекс автопилота, который мы постоянно усовершенствуем и модернизируем. Именно программная часть является самой важной составляющей в беспилотной технике, от программного кода зависят возможности и модели поведения машины. Но мы также дорабатываем или создаем с нуля саму технику, на которой отлаживаем работу автопилота и демонстрируем возможности.

Все движение техники определяется сценариями работы. На настоящий момент есть несколько самых распространенных и востребованных сценариев работы для беспилотных транспортных средств. Например, сценарий «следуй за мной» подразумевает самостоятельное движение за оператором или впереди идущим транспортом, отслеживая его скорость и направление движения. В будущем такой метод передвижения будет актуален для цепочки автомобилей, которые движутся в колонне на большое расстояние. Например, для дальнобойщиков. Также сценарий подходит, когда спецтехника перевозит тяжелые грузы, следуя за человеком.

Одним из базовых сценариев является «движение по целеуказанию», когда задается конечная точка и техника сама прокладывает маршрут и движется к цели. По этому сценарию возможна доставка груза, для военных – доставка боеприпасов и эвакуация раненых с поля боя.

Сценарий «патрулирование» подразумевает циклическое движение по маршруту. Техника самостоятельно двигается по обозначенной траектории. Этот сценарий работы наиболее востребован для охраны и контроля различных территорий и объектов. При обнаружении внештатных ситуаций информация передается на диспетчерский пост.

5.jpg

— Когда мы говорим о беспилотном транспорте, то мы имеем в виду и общественный в том числе?

— Безусловно. Управлять транспортным средством, которое движется по одному и тому же маршруту гораздо проще, чем управление в незнакомой среде. Но здесь главный вопрос в безопасности и доверии пассажиров. Перевозить большое число людей в одном транспортном средстве — большая ответственность, и для того чтобы переложить эту работу на автоматику в ней нужно быть полностью уверенным. Сейчас ведется ряд разработок по системам активной безопасности для общественного транспорта, которые призваны помогать водителю и сводить к минимуму вероятность его ошибки.

Знакомилась с искусственным интеллектом Дарья Копосова

Возврат к списку

Архив новостей