Обогнать за 40 рублей. Маршрутные войны на рязанских автовокзалах
Фраза «наши люди в район на такси не ездят» перестала быть актуальной в середине января, когда на автовокзалах Рязани появились легковые маршрутные такси «Лада Ларгус» с оренбургскими номерами. Неожиданный перевозчик предлагал пассажирам добраться от Рязани до Рыбного, Ряжска, Полян и обратно за плату, незначительно отличающуюся от стоимости классической маршрутки, только в два раза быстрее и в куда более комфортабельных условиях.
Но не прошло и недели, как местные перевозчики при помощи кулаков и крепкого словца с конкурентами разобрались, и «Ларгусы» от вокзалов исчезли. Правда, затишье — это явление временное. Почему новый перевозчик поднял столько шума и кому невыгодно его появление на рязанском рынке? Разбирался корреспондент портала YA62.ru.
Со своим прайсом в чужой монастырь
Первая попытка выхода нового перевозчика в свет была зафиксирована средствами массовой информации в середине января этого года. 18-го числа с самого утра на маршрут №241 Рыбное – Рязань встали несколько автомобилей «Лада Ларгус» из Оренбургской области, которые предлагали свои услуги по перевозке пассажиров до Рязани и обратно. Подобное поведение «чужака» показалось аборигенам возмутительным, правда, рыбновские перевозчики дальше документальных разборок не пошли, призвав через СМИ своих пассажиров и гостей Рыбного быть внимательнее в выборе транспорта.
Куда более радикальными оказались маршрутчики-старожилы, которые работают на автовокзале в Торговом городке на маршруте №110 Рязань — Поляны. 29 января между оренбургскими таксистами и водителями пригородных маршруток произошел словесный конфликт, в котором рязанские перевозчики выражали недовольство деятельностью новичков на их давно обкатанном маршруте. Все попытки решить вопрос мирным путем не увенчались успехом. По последним данным, полученным из стана такси «Лада Ларгус», двое водителей были избиты конкурентами за осуществление своей деятельности.
— Они приехали в чужой монастырь со своим уставом, — отмечает водитель маршрута №110 Владимир Щелкушкин, который уже несколько лет работает при автовокзале «Приокский». — У нас есть все: договор, лицензии, все необходимые документы, чтобы осуществлять перевозки пассажиров. Мы платим налоги и отчисления, работаем через кассу автовокзала. То есть все по закону. А они приехали из Оренбурга, с оренбургскими номерами и диктуют тут свои условия.
Мягкая посадка
А условия, надо сказать, действительно от тех, что предоставляют привычные перевозчики при автовокзале, значительно отличаются. Машины теплые и комфортные, рассчитанные на шесть пассажирских мест. Тот факт, что «Лада Ларгус» является автомобилем легковым, гарантирует отсутствие стоячих в проходе людей.
Скорость передвижения такого транспорта почти в два раза выше, чем у классической маршрутки, при этом цена остается практически неизменной. Если за проезд по маршруту Рязань — Поляны в кассе автовокзала с вас возьмут 36 рублей, то новые игроки на рынке перевозок предлагают «поймать их» за 40 рублей.
Сейчас в этом направлении работает всего три легковых такси нового образца, однако водители классических рязанских маршруток уже бьют тревогу: мол, не по понятиям работают чужаки, обгоняют на поворотах, «воруют» на остановках пассажиров и, вообще, ездят без лицензии на осуществление деятельности. Рязанские водители уверены, что таксисты не имеют права обозначать маршрут своего следования. У представителей «Лада Ларгус» на этот счет свое мнение.
— Мы обозначаем не маршрут, а путь следования, — отмечает директор оренбургской сети такси «Лада Ларгус», водитель рязанского филиала компании ООО «Номинал» Андрей Тюрин. — В данном случае это путь от Рязани до Полян и обратно. И работаем мы как такси. Стоим на стоянке, ждем, когда подойдут люди. Во время движения останавливаемся по требованию пассажиров. Потому что как работает такси? Водителю махнули — он посадил пассажира. И на обратном пути, когда возвращаемся в Рязань, за дополнительную плату развозим своих пассажиров по городу.
Казалось бы, дело хорошее, да и пассажиры довольны. Вот только не понимает предприниматель Андрей Тюрин, почему же проект легковых маршрутных такси, так удачно зашедший на оренбургском рынке, был воспринят в Рязани в штыки.
— Наш опыт не встретил одобрения у рязанских перевозчиков, и на сегодняшний день у меня есть телесные повреждения, которые я получил в первый же день маршрута, — показывает водитель синяк под глазом. — Не успел сделать и трех кругов, как меня избили, нецензурно выражались в мой адрес и угрожали, что пострадаю я и мое имущество, в данном случае — автомобиль.
Демпинг стоит денег
Ни для кого не секрет, что главная особенность такси, которой так дорожат многие клиенты, это не только скорость, но и личное пространство. И здесь возникает вопрос: если «Лада Ларгус» работает по лицензии такси, то повезет ли водитель одного пассажира, а не шестерых, как того требует загруженность салона?
— Мы возим даже по одному пассажиру, — говорит Тюрин. — Ехать в Поляны за 40 рублей, конечно, невыгодно. Любой таксист за то же расстояние возьмет в четыре раза больше. Но мы привезли в Рязань из Оренбурга налаженную систему. И, чтобы система заработала, людей нужно возить даже в ущерб себе. Что мы и делаем.
По словам самого же представителя ООО «Номинал», в его сети легковых маршрутных такси на данный момент задействовано более 1 500 автомобилей, и необходимое количество машин может появиться на рязанских маршрутах в любой момент и работать по всей Рязанской области. По слухам, которыми поделились с журналистом YA62.ru официальные рязанские перевозчики маршрута №110, автопарк «Лады Ларгус» планируется расширить до 300 единиц в ближайшее время.
— Мы отправили заявления с просьбами о борьбе с этими хулиганами во все инстанции, — отметил водитель маршрута №110, пожелавший остаться анонимным. — Но этим таксистам же все нипочем. Потому что их «крышует» член партии с патриотическим названием «Родина» Александр Тюрин.
Бизнес есть бизнес
Вот только не «крышует», а запускает стартовый проект, помогая развиваться бизнесу в Рязанской области. По мнению политика, совладельца ООО «Номинал» и по совместительству брата оренбургского предпринимателя Александра Тюрина, вся продвинутая Россия уже давно частично перешла на услуги легкового маршрутного такси. И даже в Рязани на первых порах не было никаких препятствий со стороны властей к осуществлению подобного вида деятельности.
— Минтранс нам дал разрешение, на основании которого в Рязанской области мы можем перевозить людей в легковом такси, — рассказывает Александр Тюрин. – Мы это сперва посчитали добрым знаком. Наша организация заключила договоры аренды на три «Ларгуса», стартовал пилотный проект. Было интересно помониторить ситуацию на рязанском рынке перевозчиков.
Мониторинг данной темы выявил следующие проблемы:
— В Рыбновском районе столкнулись с административным ресурсом, когда нам сказали «Убирайтесь отсюда!», – продолжает Александр Тюрин. — В ряжском направлении мы также поработали, но директор автовокзала сказал, что наше присутствие нежелательно, таксисты возмущались. А в Полянах мы и вовсе столкнулись с беспределом 90-х. Нам начали протыкать колеса и устраивать рукопашные разборки, избивать водителей. У нас идет видеорегистрация всех нарушений, которые происходят на маршруте.
Бытует распространенное мнение, что своей деятельностью представители легкового маршрутного такси «воруют» пассажиров у официальных привокзальных маршрутчиков и отнимают у водителей хлеб.
— Для перевозки и доставки пассажиров вполне достаточно нашего транспорта, с которым заключены соответствующие договоры, — уверен начальник автовокзала «Приокский» Сергей Бедулин. — Не хотелось бы, чтобы они мешали нашим постоянным партнерам-перевозчикам.
Бесперспективы
По этому поводу у представителей оренбургской сети легковых маршрутных такси есть своя статистика:
— Люди просят, чтобы мы не бросали проект, — отмечает Александр Тюрин. — Есть даже инициативные группы, которые собирают в нашу поддержку подписи. Достаточно приехать в Поляны утром, чтобы понять, что там огромные проблемы с транспортом, когда люди, которым необходимо уехать в Рязань, не помещаются в пятую маршрутку. Но если говорить совсем уж честно, то в эти «Газели» даже садиться страшно. Они же разваливаются на глазах. Владельцы такого транспорта о людях думают в последнюю очередь. И, конечно, наши машины создадут огромную конкуренцию. Потому что нельзя заставить людей 40 минут ждать на морозе полуразвалившуюся холодную маршрутку и ехать в ней стоя, когда за те же деньги можно быстрее и комфортнее добраться до места.
По словам представителей нового такси в Рязани, все претензии к ним по поводу незаконной деятельности необоснованны. Вот только министерство транспорта Рязанской области, которое выдало разрешение на работу оренбургского такси, открытым текстом говорит теперь предпринимателям, что деятельность их минтрансу не очень по душе.
— Сейчас мы планируем встречу с зампредом правительства Рязанской области Дмитрием Трушкиным, чтобы понять, есть ли у нас в этом городе перспективы развития, – поделился планами Александр Тюрин. — Нужны мы или не нужны. Потому что нанимать частную охрану, чтобы обезопасить себя от нападений конкурентов, очень дорого, воевать и подставлять под удары лица водителей тоже не хочется. А пока готовим жалобы во все инстанции: в прокуратуру, Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу, а также ОНФ.
По мнению предпринимателей, практика легкового маршрутного такси рано или поздно доберется до Рязани, и подобный вид перевозок будет прекрасно сосуществовать с частными и муниципальными перевозчиками. А пока что в нашем городе страдают, по традиции, все. И коренные перевозчики, у которых появились конкуренты. И таксисты, которым не дают нормально работать. И, конечно же, пассажиры, которым, может быть, впервые за последние десять лет дали право выбора и тут же его отобрали.
Выслушал всех Михаил Агиров