Соседи. Саранск: чистота и монументализм
Третья серия цикла Соседи посвящена восточному соседу Рязани – Саранску. Этот город в рамках нашего проекта выделяют два факта – в прошлом году он принимал матчи чемпионата мира по футболу и это единственная среди рязанских соседей столица национальной республики – Мордовии.
Рязанский след
По традиции начинаем со связей с Рязанской землей. И она уходит в глубь веков – в I тысячелетие нашей эры. Когда земли, которые принято сейчас называть рязанскими, были заселены финно-угорскими племенами – мещерой и муромой, восточнее жили родственные им эрзяне и мокшане. И если мещера и мурома в итоге растворились в славянском населении, то их «родственники» оказались более стойкими и образовали мордовский этнос. Кстати, Саранск, возможно, единственный город в России, в котором названия улиц пишутся сразу на четырех языках (русском, английском, эрзянском и мокшанском).
Таким образом, славянские племена на берегах Оки были совсем не коренным населением, а «понаехавшими». А вот аборигенами выступали те самые финно-угры, чьи потомки сейчас и живут в Мордовии.
Одним из доказательств тому служат многочисленные финно-угорские топонимы Рязанской области. В нашей топонимике сохранились и сами названия племен (река Мокша, Мещерский лес), и просто наименования финно-угорского происхождения (Ермишь, Тюрвищи, Пра, Киструс). По одной из бытовавших ранее версий, даже Рязань – это на самом деле Эрзянь. Правда, сейчас такая этимология названия нашего города считается ошибочной.
Что касается культурных и политических связей, то их у Рязани и Саранска совсем мало. Рязанское княжество никогда не забиралось так далеко на восток, а Саранск всегда больше тяготел к своим восточным (Казань), северным (Нижний Новгород) и южным (Пенза) соседям, чем к отделенному от него дремучими лесами соседу с запада.
В XXI веке мало что поменялось. Рязань для саранцев – транзитный город по пути в Москву и ничего больше. А Саранск для рязанцев – вообще малоизвестный, если не сказать захолустный, городок где-то за Шацком.
Вокзал и «театр безопасности»
Как обычно, знакомство с городом начинается с железнодорожного вокзала. Он в Саранске чистый, аккуратный, свежеотремонтированный (как выяснится позже, этими тремя эпитетами можно охарактеризовать почти любое явление в этом городе) и неудобный…
Дело в том, что после чемпионата мира по футболу Саранску досталось тяжелое наследие «театра безопасности», которым встречали дорогих иностранных гостей. Я говорю про рамки, пункты досмотра, закрытые двери вокзала и высоченный забор прямо у главного входа. Чтобы покинуть территорию вокзала, надо петлять вдоль заборов, обходить углы, проходить под лестницами. Сразу складывается ощущение, что город тебе не рад и впускать тебя не хочет.
Стоит ли объяснять, что все эти «меры безопасности» (большинством из которых, слава богу, пока не обзавелись рязанские вокзалы) не что иное, как полная бессмыслица. Хотя бы потому, что террористу для совершения злодеяния совершенно не нужно заходить на сам вокзал. Ему достаточно «выдернуть чеку» в длинной очереди на досмотр (именно так произошло, например, в Волгограде в 2013 году).
Заборск
Если вы думаете, что мордовская столица только встречает заборами, я вас огорчу. Заборы будут сопровождать вас повсюду. Причем если в других городах это дурацкое требование ГИБДД власти стараются как могут саботировать, то в Саранске план по «заборизации» выполняют и перевыполняют. Более того, власти города всерьез считают, что забор – это элемент уличного декора. Иначе как объяснить, что ограждения раскрашены в броские цвета?
Поясняю, почему забор – это не только городской стыд и позор, но и крайне опасный элемент городского благоустройства.
Первое – заборы уродуют город. Второе – по ударостойкости такие ограждения даже близко не соответствуют отбойникам на трассе, а значит, никак не защищают пешеходов. Более того, при наезде автомобиля разлетающиеся куски превращаются в поражающие элементы как для пешеходов, так и для людей, находящихся в салоне авто. Третье – заборы мешают паркующимся у края дороги автомобилистам, и они десятки, а порой и сотни метров вынуждены идти по проезжей части, чтобы обойти ограждение. Четвертое – заборы усыпляют бдительность водителя, у которого создается ложное ощущение огороженной скоростной трассы, при этом имеют свойство обрываться или прерываться в самый неожиданный момент. Именно в эту секунду на проезжей части возникает пешеход, который очень скоро оказывается на капоте авто.
Ну и пятое – на установку, замену, покраску, ремонт заборов тратятся миллионы бюджетных рублей, которым можно найти лучшее применение.
Чистота и порядок
Саранск удивительно чистый город. Мусор и пыль здесь отсутствуют в принципе. Я был в Саранске во время чемпионата мира и тогда этот удивительный факт списал на хорошую подготовку к встрече гостей. И вот через год я снова в мордовской столице, а тут ровно так же чисто. Причем здесь, опровергая знаменитую поговорку, постоянно метут. Коммунальщики снуют туда-сюда беспрерывно.
Чистота и порядок в Саранске распространяются на все. На здания тоже. Чтобы встретить в городе обшарпанный, неухоженный дом, надо действительно потрудиться. То же благолепие и на дорогах – ямы и выбоины найти можно, но сложно.
Кроме того, на улицах встречаются вещи, которые могут показаться незначительными, но в реальности облегчают жизнь людей. Например, в спальных районах, в которых из-за разреженной застройки местным жителям традиционно приходится преодолевать большие расстояния, прямо вдоль тротуара расставлены лавочки, на которые вполне может присесть старушка, идущая из магазина.
В городе оборудованы специальные места для уличной торговли. Те же самые бабушки могут принести сюда свою петрушку и продать ее, не боясь ни солнцепека, ни дождя.
Или номера домов: в спальных районах они дублируются крупным шрифтом прямо на фасаде. Это очень удобно, когда ты не знаешь район и тебе надо найти нужный дом. Его ты сможешь увидеть даже из транспорта.
Все эти мелочи говорят только об одном – власти заботятся о горожанах. Редчайший пример для России и абсолютно фантастический – для Рязани.
Космический транспорт
Транспорт в Саранске по среднероссийским меркам очень хорош, по рязанским – космически прекрасен. В городе идеально налажено движение муниципальных троллейбусов и автобусов. Они ходят в совершенно невероятном для рязанского восприятия ритме.
Я специально постоял около 20 минут на местном аналоге «Дома художника» – остановке «Улица Полежаева» и был поражен. Ни один человек не ждал своего транспорта дольше минут семи-восьми.
От мелькания троллейбусов и автобусов на «Улице Полежаева» у эпилептика может случиться приступ. Причем все автобусы (за исключением «ПАЗиков») новые и низкопольные, у троллейбусов с низкопольностью не всегда все хорошо, однако все машины новые и очень динамичные.
Маршрутки в Саранске есть, но их немного. По количеству они существенно уступают вместительному транспорту и, по-видимому, используются в столице Мордовии для обслуживания малонаселенных поселков, в которые невыгодно гонять большие автобусы. То есть в единственно возможной для маршруток роли.
И еще одна деталь из серии «забота о горожанах». Каждая остановка в Саранске снабжена крупной надписью с ее названием. Тоже мелочь вроде, а туристы, школьники, только начинающие ездить в транспорте самостоятельно, да и обычные саранцы, которые, к примеру, не так хорошо знают тот или иной район города, благодарны.
«Ар мордво»
Центр Саранска, мягко говоря, не Клондайк для туриста. Старая, дореволюционная архитектура здесь сохранилась какими-то совсем разрозненными фрагментами, сталинского ампира тоже маловато, а новомордовское зодчество, если честно, глаз не радует.
Керамогранит, зеркальное остекление, башенки, колонны – какой-то концентрат безвкусия. Хотя я не дизайнер и не архитектор и, может, чего-то просто недопонимаю.
Наследие чемпионата мира
Включение Саранска в число городов – организаторов чемпионата мира по футболу вызвало недоумение, пожалуй, у всех, кроме самих жителей столицы Мордовии. По факту же получилось, что совсем небольшой 300-тысячный город справился с задачей на пять с плюсом. Но самое главное не это.
Намного важнее, как Саранск распорядится тем наследием, которое оставил большой турнир. Да, у города появился современный аэропорт. Это жирный плюс.
Ну а стадион? 45-тысячная махина, которую видно чуть ли не из любой точки города. Она пригодится? Через год после футбола складывается впечатление, что нет.
Сейчас стадион и территория вокруг него представляет собой зону отчуждения посреди города с высоким забором по периметру и «неживым» благоустройством вокруг.
Давайте разберем два «общественных пространства», которые появились в непосредственной близости от арены в связи с проведением ЧМ. Это Экопарк на Моховой и набережная у самого стадиона.
Парк, прямо скажем, на троечку с минусом. Начнем со странной организации дорожек в виде круга с парой поперечных тропинок. Затем – дурацкие велополосы, которые занимают две трети дорожки, оставляя место для прогулок только пешеходам-одиночкам.
Наши чиновники обожают рисовать велодорожки в парках. Хотя они там не то что не нужны, а по-настоящему опасны. Совершенно очевидно, что на представленной выше парковой аллее пешеходы будут прогуливаться не только поодиночке, но и парами, тройками, семьями с детьми. И конечно, они будут заходить «на территорию велосипедистов», которые, находясь в своем праве, будут гонять на этих дорожках как бешеные и сбивать пешеходов.
Аллеи в парке должны быть общими, а велосипедист обязан чувствовать приоритет пешехода в прогулочных зонах и ехать аккуратно. А вот где действительно нужны велодорожки – это оживленные городские улицы. Потому что велосипед – это не только и не столько развлекуха для парка, это полноценный круглогодичный вид городского транспорта. Этот факт доказан десятками стран, в первую очередь скандинавских, где климат очень близок к центральнороссийскому.
Справедливости ради, парк на Моховой есть за что похвалить. Например, за оборудованные зоны для гриля. Такое даже в Москве не везде встретишь. Плюс берег реки, который не стали заковывать в бетон, а оставили нетронутым. Так что, если вы мелкими перебежками, поодиночке, прорветесь сквозь несущихся по треку велосипедистов, вы сможете здесь неплохо отдохнуть.
Со вторым пространством – набережной реки Инсар у стадиона – все гораздо хуже. Во-первых, променад находится вдалеке от любой жилой застройки. Во-вторых, он абсолютно мертвый. Тут есть плитка, бетон, фонари и дурацкие вазоны. Всё.
Здесь даже не догадались посадить деревья и кустарник. В общем, набережная – это логичное продолжение пристадионной зоны отчуждения.
Новая застройка
Здесь же, рядом с «Мордовия Ареной», вырос новый микрорайон. Сразу скажу, по рязанским меркам он просто супер. Тут есть школа, детсады, поликлиника, бульвар с детскими площадками, набережная, дороги и междворовые проезды ровные и непыльные. Для среднего жителя Рязани, который покупает квартиру в бетонных джунглях Семчина, Кального или ДПР-7, этот район выглядит как сказка.
Если же применять к нему не заниженные требования, а серьезные, то проблем и ошибок тут море. Оставим за скобками этажность и разреженную микрорайонную застройку с кучей пустырей. Это общероссийская болезнь, которая будет постепенно излечиваться вместе с взрослением застройщиков и покупателей жилья.
Давайте разберем элементарные вещи. Первое: кому нужна эта бетонная, лысая, огороженная со всех сторон заборами набережная? Здесь приятно гулять? Людям комфортно на солнцепеке и ветродуе? Где элементарные деревья? Не говоря уже о каких-то точках притяжения в виде качелей, шезлонгов, амфитеатров, детских и спортивных площадок.
Или бульвар на проспекте Российской Армии – осевой улице всего микрорайона. Это ведь тоже абсолютно безжизненное пространство. Куча плитки, убогие детские площадки, какие-то елки, которые смогут дать тень в лучшем случае лет через 15.
И заборы, заборы, заборы. Мне за время прогулки по микрорайону пришлось перепрыгивать их раза три или четыре.
Позор Саранска
Все предыдущие критические стрелы в адрес властей столицы Мордовии были из серии «вы же такие молодцы, почему бы не сделать еще лучше». Но тот беспредел, который творится у одного из крупнейших саранских торговых центров – «Сити Парка», не снился даже рязанцам.
Рассказываю: ТЦ стоит на широченной и оживленной магистрали – улице Волгоградской. Рядом с «Сити Парком», как заведено, располагается остановка общественного транспорта. А теперь самое интересное. У остановки нет пешеходного перехода. А ближайшие находятся на расстоянии 220 и 280 метров соответственно. То есть, чтобы перейти от остановки на противоположную сторону к торговому центру, надо пройти около полукилометра. Как думаете, кто-то делает так?
Я устроил наблюдение за этим участком дороги «из засады». Так вот, за несколько минут эту дорогу перебегает с десяток человек. Нарушают все – дедушки и бабушки, женщины средних лет, безусые юноши, зрелые мужчины за 40, молодые барышни, школьники с рюкзаками. Дураков делать полукилометровый крюк, как ни странно, нет.
«Бараны!» – скажут заядлые автомобилисты. И я с ними полностью соглашусь. Только адресую этот эпитет сказочным… специалистам, спроектировавшим у главного городского ТЦ место для экзекуции пешеходов.
Широченные проспекты
Вообще, в Саранске невероятно широкие улицы. Это касается и центра, но окраин в особенности. Для чего в городе, который почти в два раза меньше Рязани, в четыре – Нижнего Новгорода, в 17 – Санкт-Петербурга и в 43 – Москвы, шестиполосные проспекты, не очень понятно. Причем на этих взлетно-посадочных полосах еще и понатыканы дурацкие автобусные карманы, которые вредят общественному транспорту и создают кучу неудобств для пассажиров.
За два дня беспрерывных прогулок по Саранску затруднение движения я встречал только на мосту через реку Инсар. Да и то эту проблему местные власти могут решить в два щелчка, введя на подъездах к мосту и на самом мосту выделенку для общественного транспорта и тем самым увеличив провозную способность дороги в часы пик в разы.
В других концах города я наблюдал полупустые широченные улицы, через которые очень тяжело перебираться пешеходам, зато очень комфортно гнать с убийственной скоростью автомобилистам.
Фактически половину проспектов в спальных районах Саранска можно с легкостью переоборудовать в бульвары с отличной прогулочной зоной по центру. И это никак не скажется ни на провозной, ни на пропускной способности дороги. Зато качество и безопасность городской среды улучшатся мгновенно.
P. S.
Еще со времени моей прошлогодней поездки в Саранск меня не покидал вопрос, в чем его секрет. Как провинциальный, ничем не примечательный город достиг таких высот – стал организатором чемпионата мира, сумел побороть разруху, грязь и пыль, не уничтожил систему общественного транспорта?
И кажется, ответ я нашел. Все дело в самосознании. Саранск – не областной центр, а столица национальной республики, можно сказать, квазигосударства. А значит, и местные власти, и сами горожане относятся к своему городу не как к придатку Москвы, а как к собственной маленькой столице. Это выражается в том числе в безвкусной, но помпезной архитектуре, в монументальных памятниках и фонтанах, в несгибаемом желании принять чемпионат мира по футболу.
А также – и это главное, в отношении к городу не как к съемной квартире, а как к родному дому. По всей видимости, такие чувства характерны как для горожан, так и для властей предержащих. Если мы посмотрим на биографию глав Мордовии и мэров Саранска за последние десятилетия, то у всех у них в графе «место рождения» будет значиться Мордовская АССР. Более того, некоторые из них еще и обладатели характерных эрзянско-мокшанских фамилий. То есть Саранск и Мордовия для них не пустой звук, не земля, отданная Москвой на кормление, а родина и дом.
Вердикт
Жить в Саранске несравнимо комфортнее, чем в Рязани.
Саранск. Краткая информация
Дата основания: 1641 год.
Численность населения: 318 841 житель.
Площадь: 81,5 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 357 км.
Расстояние до Москвы: 512 км.
Глава администрации: Петр Тултаев (в должности с июня 2012 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте: 20 рублей (19 рублей – при безналичной оплате).
Цена проезда в коммерческом транспорте: 25 рублей.
Большой фоторепортаж доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Пензе.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использовано фото Бартека Коморовского