5 баллов
05 марта 2018 12:44
13586

Легенда №17. Последний рейс рязанского «Икаруса»

Легенда №17. Последний рейс рязанского «Икаруса»

Он родился в Венгрии, в 1989 году. И долгое время жил в Восточной Германии. Колесил по ровным европейским дорогам города Гера, что на реке Вайсе-Эльстер. Его ближайшие родственники в ту пору были раскиданы по всем странам социалистического блока. В том числе Чехословакии, Польше и СССР. В Рязань он приехал спустя 10 лет после развала Советского Союза, а новая Россия продолжала пользоваться старыми автобусами, пригнанными из дружественных стран. Журналисты YA62.ru выехали в последний рейс последнего рязанского «Икаруса» и готовы рассказать историю этого автобуса — от начала до конца.


Рязанский «Икарус» маршрута №17 – поистине легендарный автобус. На протяжении долгих лет он не только соединял Дашки с Канищевом, но и перевозил довольно ценный интеллектуальный груз – студентов-филологов РГУ. Каждый раз с приходом нового учебного года по утрам толпы первокурсников наполняли его салон так плотно, что можно было не держаться за поручни. В какие-то моменты казалось, что «Икарус» стал резиновым и вот-вот лопнет от перенасыщения пассажирами.

– Никогда никого дверьми не прижимал, – рассказывает водитель «Икаруса» Владимир Кадушкин. – Даже несмотря на то, что он такой длинный, с «гармошкой», в нем отлично отлажены зеркала и потому у водителя хороший просмотр всего салона. А пассажиры разные бывают. Старики сами по себе медленно по ступенькам поднимаются, а молодежь часто зевает в дверях. Всех жду.

Фото 1 Пассажир в дверях.jpg

Прежде чем приехать в Россию, этот «Икарус» прожил в ГДР 12 лет и накатал на дорогах города Гера полмиллиона километров. Рязанские специалисты Автоколонны-1310 говорят, что в наш город автобус пришел совсем не таким, каким уехал из Европы.

– Дело в том, что там этот «Икарус» использовался в пригородных перевозках, – отмечает водитель автобуса. – В нем было 46 сидячих мест и всего две двери. Салон был мягкий. В Германии вообще не принято ездить в транспорте стоя, поэтому салон всегда был пустой, и дополнительные двери не требовались. Но такие стандарты явно не для нас.

Если бы немцы только знали, сколько людей может поместиться в «Икарусе»! Водители и кондукторы автобуса помнят времена, когда одновременно в салон набивалось по 200 человек. Да, это был популярный маршрут. Зная заранее, что предстоит автобусу в будущем на российских дорогах, «Икарусу» врезали еще две дополнительные двери: в середине салона и в хвостовой части. До сих пор можно заметить, что раздвижные створки, мягко говоря, автобусу не родные.

Фото 2 Разные двери.jpg

Первый свой рейс по Рязани этот «Икарус» совершил не так давно – в 2002 году. Конечно, тогда по улицам города ходили и более возрастные его товарищи. Но на сегодняшний день они давно списаны из автоколонны.

– Какой автобус! Теплый, светлый, просторный, – рассказывает кондуктор Наталья Соловьева. – Всегда в нем чисто, а зимой тепло. И ни разу нас не подводил. Это потому, что водитель за ним очень ухаживает. Сам своими руками по винтику его перебирает. Знает все недостатки и следит за исправностью. А когда этот «Икарус» едет по дороге – то летит как ласточка. Да вы сейчас и сами все поймете.

Этот «Икарус» – первый, а потому любимый автобус Натальи Соловьевой. Когда она вышла на пенсию и устроилась кондуктором, ее сразу поставили на него. Так и познакомились, и со временем подружились. Женщина говорит, что это только на первый взгляд кажется, что автобус – просто железяка с мотором. На самом деле «Икарус» – живой, потому что в него силы человеческие и душа вложены.

Фото 3 Кондуктор.jpg

По ухабистым дорогам Рязани «Икарус» пробежал больше миллиона километров. За долгие годы службы он ездил не только под номером 17. Этот автобус прекрасно знают пассажиры других маршрутов: №№5, 6, 7. А их, в свою очередь, в лицо знает кондуктор. По словам представителей экипажа «Икаруса», за все время работы на этой машине они не получили от пассажиров ни одного замечания. Как, впрочем, и сам автобус.

– Я 11 лет езжу на «Икарусах», и за все время меня лишь один раз затаскивали в гараж за техпомощью, – отмечает водитель Владимир Кадушкин. – Это говорит только о том, что автобусы очень качественные и крепкие, несмотря на свой возраст.

В 2015 году наш герой попал в бокс на капитальный ремонт, который длился пять месяцев. По словам и. о. директора Автоколонны-1310 Дмитрия Шувалова, починить такую машину не так-то просто. В советское время «Икарусы» отправляли на ремонт в специальные автобусные предприятия. Сегодня же приходится решать проблемы своими силами, в гараже автоколонны.

– Проводили ему капитальный ремонт кузова, так как был сильный износ и пошла уже коррозия, – рассказывает Дмитрий Шувалов. – Процесс этот сложный, потому что у автобусов, как и троллейбусов, нет рамы. Каркас «Икаруса» состоит из несущего основания и отдельных деталей, закрепленных между собой под определенным углом.

Рязанские механики освоили работу с заграничными автобусами по чертежам. И стоит отдать должное советскому автопрому: вместе с «Икарусами» в Россию поставлялось венгерское оборудование, специально созданное для ремонта и диагностики этих автобусов.

Фото 4 Салон Икаруса.jpg

– «Икарус» – это больше, чем просто транспорт, это моя душа, – делится эмоциями водитель Владимир. – Я сюда работать пришел только потому, что мечтал водить «Икарусы». По ощущениям, как говорят у нас на предприятии, управлять такой машиной, все равно, что управлять миром. Большой автобус, большие возможности. И непередаваемые ощущения.

При этом, отмечает водитель с 11-летним стажем, в управлении «Икарус» довольно прост и практичен. В нем нет ничего лишнего. И даже его длина и дополнительная «гармошка» совершенно не добавляют хлопот. Владимир уверен, с такой умной техникой справилась бы даже девчонка.

Фото 5 Водитель Икаруса.jpg

С приходом автобусов из Москвы рязанские власти пообещали, что больше на улицах города «Икарусов» не будет. Они хоть еще и крепкие, но уже давно устарели по экологическим нормам и техническому состоянию. Судьба у списанных «Икарусов» будет разная: одни пойдут в металлолом, другие – в музей России. Все, кроме нашего героя.

– Я думаю, и мы, и вы его еще увидите на улицах города, с пассажирами внутри, — отмечает Дмитрий Шувалов. – Я пока не буду загадывать точно, но в планах есть задумка сохранить этот «Икарус» как веху в рязанской истории.

Фото 6 Икарус изнутри.jpg

28 февраля 2018 года «легенда №17» – «Икарус», который прослужил в Рязани 16 лет, совершил свой последний рейс по городу. В обед сменился его экипаж, но кондуктор и водитель до последнего не хотели расставаться со своей машиной.

– Не могу, прямо сердце замирает, – призналась Наталья Соловьева. – Очень жалко прощаться с автобусом. Даже не знаю, смогу ли так же привязаться к следующему своему рабочему месту.

Сентиментальность женщины вполне понятна. Но и водитель Владимир Кадушкин со своей коллегой солидарен:

– Расставаться тяжело. Те пассажиры, которые ездили с нами долгие годы, с уважением относятся к этой технике. Я, конечно, попробую привыкнуть к новому автобусу, но это все равно будет уже не то.

Фото 7 Легенда.jpg

Так они и едут пассажирами, водитель и кондуктор «Икаруса», до своих остановок. А когда выходят, долго стоят и провожают автобус глазами. И мало кто может догадаться, что в эти секунды они прощаются с целой эпохой. Прощаются со своей легендой №17.

В исторический рейс вышла Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт